создание сайта в Константиновке

Меморандум Третьего форума Всероссийской программы «Святость материнства»«Семейные ценности в современном информационном пространстве»

Москва, 20 ноября 2013 года

Третий форум Всероссийской программы «Святость материнства» Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы состоялся  19-20 ноября в Москве и собрал свыше 400 участников из 60 регионов России, а также 6 зарубежных стран (Греция, Италия, Китай, США, Украина, Белоруссия).

Главной задачей Форума стала разработка предложений по формированию семейно-ориентированной информационной политики, нацеленной на поддержку современной российской семьи  и утверждение традиционных семейных ценностей в информационном пространстве.

Участники Форума признают, что задача регулирования медиа-пространства с целью ограничения распространения явлений, деструктивно влияющих на внутренний мир человека, актуальна для России. Но еще более актуальными  являются меры, стимулирующие производство качественной семейно-ориентированной информационной продукции.  

Участники Форума убеждены в том, что сегодня в России тема семьи и семейных ценностей не занимает соответствующего своему значению места в информационном пространстве. Существует потребность в качественных теле- и радиопрограммах, материалах печатных СМИ, которые вдохновляли бы людей на создание собственной семьи, рождение и воспитание детей, а также  поддерживали и помогали тем, кто уже ведет семейную жизнь.

Для решения этих вопросов нужна консолидация и мобилизация журналистского сообщества, объединение усилий профессионалов медиасферы с представителями государственной власти, научного сообщества, общественными деятелями, служителями традиционных для России религий. Целью этого взаимодействия является формирование государственной семейно-ориентированной информационной политики.

Вопрос о методах развития семейно-ориентированной информационной политики в современной России обсуждался профессионалами-журналистами, государственными и общественными деятелями в рамках Третьего форума Всероссийской программы «Святость материнства» «Семейные ценности в современном информационном пространстве», а также на тематических круглых столах, проведенных Фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы в семи регионах России в преддверии Третьего Форума Всероссийской программы «Святость материнства». 

Предложения по формированию семейно-ориентированной  информационной политики
 
I

В сфере федеральной и региональной информационной политики

 

1. С целью организации системной работы по укреплению в обществе семейных ценностей включить в текст Концепции государственной семейной политики раздел, посвященный государственной информационной политике, направленной на укрепление социального института семьи и распространения семейных ценностей; разработать план действий по реализации задач, указанных в данном разделе. 

2. Сформировать на федеральном и региональном уровнях  систему «просемейного государственного информационного заказа»:

2.1. В рамках реализуемой Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и другими федеральными и региональными ведомствами системы государственной поддержки СМИ значительно увеличить количество поддерживаемых семейно-ориентированных проектов:

  • телевизионные программы по семейной тематике, в т.ч. для детей и подростков, позитивно изображающих семью, семейную жизнь, родственные отношения и взаимопомощь как естественные и необходимые элементы жизни каждого человека (ток-шоу, телевизионные художественные, документальные, мультипликационные фильмы, аналитические программы и другие);
  • печатные материалы семейной тематики (тематические рубрики, специальные репортажи и другие форматы);
  • радиопрограммы по семейной тематике (тематические программы, репортажи, радиопостановки и другие форматы);
  • материалы в интернет-СМИ на темы семьи и брака (тематические сайты, тематические рубрики, репортажи, интервью и другие форматы);
  • социальная реклама, посвященная традиционным семейным ценностям.

2.2. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям совместно с профессиональными журналистскими сообществами и общественными организациями организовать многоуровневый (муниципальное образование, субъект Федерации, федеральный округ, Российская Федерация) конкурс материалов печатных и электронных СМИ, посвященных семейной тематике. Включить различные номинации с целью повышения престижа роли Матери, Отца, Бабушки, Дедушки и др. родственных и семейных ролей.

2.3. Предусмотреть при выделении государственных субсидий ведущим федеральным СМИ обязательное условие о необходимости выполнения «государственного просемейного заказа». Профильным министерствам и ведомствам совместно с профессиональным журналистским и научным сообществом определить четкие ориентиры «социального заказа», разработать критерии эффективности использования ведущими федеральными СМИ государственных субсидий, в том числе в вопросах поддержки традиционных семейных ценностей.

2.4. Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти, являющимся учредителями СМИ, уделять приоритетное внимание теме семьи (включая пропаганду традиционных семейных ценностей и информирование о мерах социальной поддержки семей).

3. Профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации разработать и законодательно закрепить определение понятия «семейные ценности», которое используется, в частности, в 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» без уточнения, что под этим подразумевается, что, в свою очередь, приводит к множественным интерпретациям.  Законодательно закрепить определение понятия «семья».

4. Рекомендовать органам исполнительной власти организовать долгосрочную  общероссийскую кампанию по размещению в СМИ, на площадях наружной рекламы и печатной продукции социальной рекламы, направленной на утверждение семейных ценностей.  

5. Развивать  систему общественной и профессиональной журналистской  экспертизы предлагаемых поправок в законодательство, направленных на регулирование информационного пространства.

6. Последовательно выстраивать политику открытости государственных ведомств, занимающихся реализацией социальной политики, развивать систему их диалога с обществом посредством СМИ по вопросам жизни семьи, ее быта, защиты интересов семьи, материнства и детства. 

7. Издавать на федеральном и региональном уровнях специализированные статистические материалы (сборники), посвященные демографической ситуации в стране и отдельных регионах, которые выполняли  бы справочно-информационную функцию, с обязательными комментариями социологов и демографов о перспективах и последствиях демографических процессов, динамике изменения показателей рождаемости, смертности, брачности, разводимости и проч.. Издавать методические пособия по семейно-демографической проблематике для работников СМИ.

8. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям совместно с профильными ВУЗами, научными учреждениями, профессиональными союзами журналистов, общественными организациями развивать систему дополнительного образования для журналистов федеральных и региональных СМИ в виде программ повышения квалификации и обучающих семинаров по социальной журналистике и особенностям освещения в СМИ семейной темы. Рассмотреть вопрос введения предмета «Социальная журналистика» в стандарт образования программ профильных ВУЗов.

9. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям разработать программу мер по повышению общего уровня медиаграмотности граждан России и механизмы их внедрения, что позволит потребителям медиаконтента лучше ориентироваться в его содержании и находить важную для себя информацию, не подвергая себя и своих детей информационным рискам и угрозам.

10. Поддерживать молодежные волонтерские группы, которые активно и целенаправленно работают в сфере продвижения семейных ценностей в социальных сетях и  блогах, разработать систему повышения мотивации (в виде морального поощрения, вручения премий и т.д.) наиболее активных и эффективных волонтеров.

11. В рамках Всероссийской программы «Святость материнства» продолжить проведение в регионах обучающих семинаров «Семья в современном информационном пространстве» и проведение тематических круглых столов по обсуждению актуальных вопросов освещения в СМИ семейной тематики.

II
В сфере регулирования и саморегулирования в информационном пространстве

1. Оказывать системную поддержку деятельности структур гражданского общества, способствующих развитию общественного участия в формировании информационного пространства. Разработать систему функционирования общественных экспертных советов по СМИ при руководителях субъектов Российской Федерации, территориальных управлениях Роскомнадзора или Общественных палатах субъектов РФ. Привлекать к деятельности общественных экспертных советов руководителей региональных СМИ, известных ученых, деятелей культуры, священнослужителей, представителей общественных организаций.

2. Организовать общественное и экспертное обсуждение принимаемых законодательных актов и эффективности действующих законов, направленных на защиту семейных ценностей. Вводить изменения и дополнения в законодательные акты с учетом мнений профессионального сообщества и экспертов.  

3. Организовать систему общественного мониторинга СМИ с целью выявления материалов, имеющих антисемейную направленность. Регулярно публиковать в открытых источниках информации отчеты с указанием деструктивных материалов и комментариями психологов, социологов, демографов, юристов и других специалистов.

4. Разработать и внести в Кодекс профессиональной этики журналиста дополнения, касающиеся этических границ освещения вопросов семьи, материнства и детства.  

 

III
В сфере накопления и развития позитивного опыта по реализации семейно-ориентированных проектов в федеральных и региональных СМИ

1. Создать «банк» семейно-ориентированной информации для использования широким кругом заинтересованных лиц. Использовать для их доступности  ресурсы  библиотечной системы. Подобный «банк» должен включать в себя:

  • качественные семейно-ориентированные телепрограммы  для  использования региональными телекомпаниями с учетом перехода на новые форматы вещания;
  • образцы готовой просемейной социальной рекламы (телевизионной, печатной, радийной, наружной рекламы) для размещения (безвозмездного или по низкой стоимости в пределах окупаемости) в федеральных и региональных СМИ и на площадях наружной рекламы в регионах России;
  • фотоматериалы, посвященные теме семьи, для использования региональными СМИ на льготных условиях.

2. Активизировать проведение межрегиональных фестивалей СМИ по семейной тематике. Организовывать в рамках фестивалей:

  • презентации и обсуждения  примеров успешных просемейных проектов в СМИ и в области социальной рекламы;
  • тематические дискуссии региональных журналистов с коллегами из федеральных СМИ;
  • круглые столы, мастер-классы по освещению семейной тематики; взаимодействие с психологами, социологами, демографами и другими экспертами, занимающимися вопросами семьи и демографии.

3. Сформировать базу данных экспертов, специализирующихся по семейной тематике, к которым представители СМИ могли бы обращаться за консультацией и получением экспертной оценки по тому или иному вопросу.

Содействовать адресной поддержке нуждающихся семей силами СМИ. Способствовать проведению специальных акций, созданию специальных рубрик для квалифицированных ответов на вопросы  по семейной тематике.


Резолюция круглого стола
 «ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»
Москва, 20 ноября 2013 года

В рамках работы Третьего Форума Всероссийской программы «Святость материнства» проведен круглый стол, посвященный защите материнства и детства в современной России.

По итогам двух предыдущих  Форумов Программы были выработаны конструктивные предложения в сфере поддержки семьи, материнства и детства. Многие из указанных предложений отражены в действующем законодательстве (в части уточнения положений, устанавливающих ответственность за незаконное проведение аборта и несоблюдение «недели тишины»), включены в Концепцию государственной семейной политики, разрабатываемую Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Правительством РФ.

В работе круглого стола Третьего Форума Программы приняли участие руководители региональных органов власти (здравоохранения и социальной политики), представители медицинского сообщества (управленцы, врачи акушеры-гинекологи, психологи), представители центров защиты материнства (центров  кризисной беременности, центров медико-социальной помощи), общественных организаций,  священнослужители Русской Православной Церкви, журналисты  региональных СМИ.

Участники круглого стола обсудили следующие темы:

  • развитие проекта «Ты не одна» Всероссийской программы «Святость материнства»;
  • опыт региональных Центров защиты материнства (центров кризисной беременности, центров медико-социальной помощи);
  • опыт представления в региональных СМИ деятельности по профилактике абортов и поддержке беременных женщин, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Участники круглого стола подчеркнули важность и необходимость  продвижения в современном информационном пространстве накопленного опыта защиты семьи, материнства и детства с целью распространения лучших практик, информирования населения  о формах и методах поддержки женщин и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, утверждение в обществе традиционных семейных ценностей.

Участники круглого стола признают, что в настоящее время необходимо усилить работу по созданию «банка» качественной семейно-ориентированной информационной продукции, организовать обсуждение и экспертную оценку актуальных вопросов в семейно-демографической сфере. Необходима дальнейшая консолидация усилий Государства, Общества, Церкви и СМИ в деле сохранения и сбережения традиционных семейных ценностей, защиты семьи, материнства и детства в современной России.

Утверждение семейных ценностей в обществе должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений государственной семейной политики. В связи с этим в Концепцию государственной семейной политики необходимо включить отдельный  раздел, посвященный формированию семейно-ориентированной государственной информационной политики.

Предложения по формированию семейно-ориентированной информационной политики, высказанные участниками круглого стола, вошли в итоговый Меморандум Форума.

Участники круглого стола по итогам обсуждения актуальных проблем в семейно-демографической сфере отметили, что защита жизни, семьи и материнства является той областью демографически позитивной практики, где развиваются новые социальные технологии, происходит осознание и пропаганда традиционных семейных ценностей, оценка потенциальных угроз для семьи и демографии в целом.

В контексте формирования семейной политики в Российской Федерации участники круглого стола выработали и выдвигают следующие предложения:

  • активизировать взаимодействие органов государственной власти (осуществляющих функции в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты), общественных организаций, Церкви и СМИ в деле формирования в общественном сознании отношения к семье и материнству, отцовству и детству, как к величайшем ценностям через восстановление духовного и нравственного потенциала российской семьи;
  • органам государственной власти при разработке и реализации основных направлений государственной политики по решению комплексных задач в социально-демографической сфере считать приоритетными задачами утверждение в обществе семейных ценностей; социальную и психологическую поддержку беременных женщин и молодых матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; поддержку молодых и многодетных семей; работу с детьми и молодежью;
  • при разработке предложений по совершенствованию законодательства в сфере демографии и социальной поддержки населения необходимо учитывать мнение признанных экспертов в указанной области и представителей профессионального сообщества социально-ориентированных НКО;
  • активизировать государственную поддержку социально-ориентированных НКО, осуществляющих деятельность по защите семьи, материнства и детства; обеспечить информирование населения о деятельности указанных социально-ориентированных НКО;
  • содействовать развитию молодежных социально-значимых инициатив, направленных на поддержку традиционной семьи;
  • развивать просветительскую деятельность, направленную на широкую популяризацию представления о семье как основе общественного и индивидуально-личностного бытия, в рамках дошкольного, школьного, внешкольного и вузовского образования;
  • активнее использовать общественно-государственный потенциал  СМИ по вопросам освещения социально-демографической ситуации в России,  проведению эффективной семейной политики в стране.

Первоочередными мерами в области охраны семьи, материнства и детства являются:

  • развитие системы кабинетов медико-социальной помощи беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в учреждениях родовспоможения;
  • развитие системы государственных центров защиты материнства (центров медико-социальной помощи) для помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, связанной с рождением ребенка, а также создание при таких центрах региональных приютов;
  • совершенствование единого механизма финансирования деятельности психологов в организациях, оказывающих акушерско-гинекологическую медицинскую помощь;
  • организация системы подготовки психологов по доабортному консультированию беременных женщин, учитывая положительный опыт реализации проекта «Ты не одна» Всероссийской программы «Святость материнства»;
  • организация комплекса мероприятий по формированию положительного репродуктивного поведения населения; привлечение внимания общественности к проблеме абортов (операций по искусственному прерыванию беременности, медикаментозных абортов);
  • расширение перечня медицинских услуг, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования для семей с детьми;
  • совершенствование системы выплаты государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей (в части ускорения процедуры назначения выплаты пособий, усиления адресности предоставляемых мер поддержки, расширения мер поддержки многодетных семей);
  • реализация комплекса мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью (мероприятия по организации профессионального обучения, предоставление преференций при размещении государственного (муниципального) заказа организациям, создающим благоприятные условия для занятости беременных женщин и работающих матерей, предоставления многодетным матерям возможности работать на дому и пр.);
  • профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот (в частности, совершенствование механизма обеспечения реализации прав на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • создание профильного федерального органа государственной власти в сфере реализации семейной политики с подчиненными ему структурами во всех субъектах Российской Федерации.

Участники круглого стола предлагают:                                          

  • Министерству здравоохранения РФ и Министерству образования и науки РФ рассмотреть и распространить положительный опыт преподавания курса медицинской этики и деонтологии (основ доабортного консультирования) в медицинских ВУЗах РФ;
  • включить в программу подготовки государственных и муниципальных служащих, работающих в сферах здравоохранения, социальной защиты населения и образования, курс лекций по актуальным вопросам демографической ситуации России;
  • обобщить и распространить в регионах опыт проекта «Ты не одна» Всероссийской программы «Святость материнства» по формированию в учреждениях родовспоможения командного подхода по сохранению каждой зародившейся жизни;
  • выработать  и опробировать на пилотных площадках проекта «Ты не одна» систему механизмов нематериального стимулирования медицинского персонала учреждений родовспоможения в целях повышения эффективности реализации проекта;
  • провести общественное обсуждение вопросов, связанных с выведением абортивной деятельности из системы обязательного медицинского страхования, возможностью проведения искусственного прерывания беременности за счет средств налогоплательщиков только по медицинским показаниям, запретом проведения искусственного прерывания беременности в частных лечебных учреждениях;
  • разработать комплекс мер (информационных, просветительских, социальных и пр.), направленных на предупреждение отказа женщин от сохранения беременности, профилактику отказа от новорожденных детей и социального сиротства;
  • развивать сотрудничество проекта «Ты не одна» Всероссийской программы «Святость материнства» и Центров защиты материнства с федеральными и региональными СМИ;
  • при выделении государством грантового финансирования демографически положительных информационных программ, учитывать степень кооперации СМИ с социально-ориентированными НКО ;
  • закрепить на законодательном уровне  определение понятия Центров защиты материнства, исходя из того, что ими являются НКО, главной целью которых является сохранение жизни нерожденных детей, укрепление института семьи, комплексная, профессиональная благотворительная помощь семье и материнству (социальная, психологическая, юридическая, духовная, материальная и пр.).
  • выработать концепцию формирования новых и поддержки  действующих Центров защиты материнства, которая должна обеспечить не только создание благоприятных правовых, организационных, материальных и иных условий для стимулирования развития Центров защиты материнства, но и реализацию ряда программ, предполагающих делегирование НКО части государственных функций по оказанию социальных услуг населению.
  • сформировать методическую и информационную базу для эффективной деятельности Центров защиты материнства;
  • создать единую информационную площадку о деятельности Центров защиты материнства; предусмотреть появление в её рамках единой базы данных по программам, реализуемым Центрами.



Комментарии:
Ваше имя:

Материалы Третьего Форума «Святость материнства»

Материалы Второго Форума «Святость материнства»

Аналитика