создание сайта Мелитополь

Механизмы развития общественно-государственного партнерства в сфере семейной политики

26-27 ноября 2015 года в Казани прошел IV форум всероссийской программы «Святость материнства», организованный Центром национальной славы и Фондом Андрея Первозванного при поддержке Фонда целевого капитала «Истоки» и Правительства Республики Татарстан. В программе форума «Многовековые традиции семьи – фундамент будущего России» работало несколько круглых столов. В Казанском государственном медицинском университете прошел круглый стол «Здоровье семьи – путь к здоровью нации», в научной библиотеке им. Лобачевского Казанского федерального университета – круглый стол «Образование и воспитание в стратегии укрепления традиционной культуры брака и семьи народов Российской Федерации», в «Серебряном зале» Центра семьи «Казан» говорили о роли старшего поколения в сохранении семейных ценностей и опыте современной многопоколенной семьи». В отеле «Корстон Роял» прошли тренинг «Эффективные инструменты сбора средств для социально-направленных НКО» и круглые столы «Опыт и перспективы реализации семейно-ориентированной информационной политики», «Повышение эффективности методической и организационной работы просемейных общественных организаций», «Пути объединения усилий молодёжных инициатив в поддержку традиционной семьи», «Укрепление института отцовства – залог сохранения традиционной семьи», «Профилактика абортов – резерв сбережения нации. Опыт проекта «Ты не одна» и «Общественно-государственное партнёрство в реализации Концепции государственной семейной политики: региональный опыт». На последнем из них выступил кандидат политических наук, эксперт всероссийской программы «Святость материнства», преподаватель Ломоносовской школы (Москва) Игорь Николаевич Иваненко.

История становления семейной политики в Российском государстве свидетельствует о том, что она невозможна без активного общественного участия. Более того, появлением целого ряда мер поддержки семьи, защиты материнства и детства мы обязаны именно общественным инициативам, в реализацию которых рано или поздно включались государственные институты.

К примеру, массовая материальная поддержка семей оказавшихся в трудном материальном положении была начата земскими органами во второй половине еще позапрошлого века. Земская помощь оказывалась семьям, пострадавшим от стихийных бедствий, неурожая; семьям нижних чинов, призванных в армию; переселяющимся крестьянским семьям. Первые «детские» пособия для усыновителей сирот также выплачивались из земских средств. Причем, размер этих пособий был весьма значительным. Практиковались единовременные и ежемесячные (ежегодные) выплаты при усыновлении (удочерении), пособия для кормящих матерей, финансовая помощь для сирот при вступлении в брак.

Обратив внимание на увеличение процента смертности детей во время летней страды, именно общественные структуры впервые в России приступили к созданию детских дневных приютов - яслей на летнее время. Еще в 1897 году подобные приюты были в каждом уезде Пермской губернии. Позднее данная практика распространилась в городской местности, где стала весьма популярна в рабочих районах.

Приняв основную нагрузку работы по поддержке семьи, материнства и детства, на рубеже XIX-XXвеков земская общественность озаботилась многими из тех проблем, которые являются актуальнейшими и для современной семейной политики Российского государства, а именно:

  • о единстве мер поддержки семей в масштабах страны;
  • о целях, оптимальных путях и средствах оказания обществом помощи семьям, нуждающимся в ней;
  • о соотношении компенсирующей социальной помощи и профилактических мер по предупреждению обеднения многодетных и неполных семей, борьбе с асоциальными явлениями среди женщин и детей.

Одним из первых примеров общественно-государственного партнёрства в сфере семейной политики было создание 1913 году Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества. Возглавляемое членами царской семьи, оно координировало и поддерживало в данной сфере действия ведущих ученых, общественных объединений, органов государственной власти, имело представительства во многих регионах Российской империи. Попечительство являлось мощным интеллектуальным и методическим центром по вопросам защиты материнства и детства. Оно было в состоянии выделять довольно крупные субсидии и беспроцентные ссуды земским и городским управам, обществам а также частным лицам на обустройство детских приютов - яслей, молочных кухонь, убежищ для беременных и рожениц, а также на проведение научных изысканий, осуществление просветительских кампаний.

Таким образом, деятельность общественных структур в сфере семейной политики почти на столетие предвосхитила мероприятия государственных органов.

Партнерство семьи и государства, а также сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями является актуальным и сегодня. Этот принцип является одним из ключевых в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г.

Приоритетность данного принципа определяется:

  • Возросшей самостоятельностью семьи в принятии решений относительно своего развития, отказе от жесткой регламентации поведения семьи;
  • Децентрализацией государственного управления, передачей ответственности за характер принимаемых решений на уровень регионов, уменьшение роли государства при решении местных проблем;
  • Необходимостью создания эффективных механизмов «обратной» связи в отношении оценки эффективности государственной семейной политики, усиления влияния интересов семей на принимаемые властные решения.

В последние годы в регионах России наметилась тенденция усиления влияния общественного сектора на государственную семейную политику.

В регионах и муниципальных образованиях идет процесс создания диалоговых площадок между государственными (муниципальными) органами и гражданским обществом по  вопросам семейной политики (профильные координационные советы при губернаторах, рабочие органы общественных палат, общественные советы при исполнительных органах государственной власти и др.). Посредствам внедрения технологий краудсорсинга расширяются возможности участия социально активных граждан в выработке и реализации управленческих решений в отношении семьи (технологии «открытых» и «народных» правительств, он-лайн подачи и обсуждения общественных инициатив).

Наблюдается устойчивый рост числа социально ориентированных некоммерческих организаций, расширяется спектр услуг по поддержке семьи, оказываемых ими. Этому во многом способствует увеличение объемов субсидий регионам из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных НКО (в 2014 году их получили 45 субъектов РФ).

Общественные объединения принимают активное участие в становлении системы независимой оценки качества социальных услуг. В январе 2015 года вступил в силу закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», позволяющий социально ориентированным НКО оказывать социальные услуги гражданам за счет бюджетных ресурсов наравне с бюджетными учреждениями и коммерческими организациями. Позитивный потенциал имеет федеральный закон от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предоставивший гарантий участия в системе закупок не только субъектам малого предпринимательства, но и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Вместе с тем на общественно-государственном взаимодействии в сфере семейной политики негативно сказываются:

  • противоречия во взглядах на цели, задачи и средства осуществления семейной политики между государственными структурами и общественными объединениями;
  • недостаточная устойчивость организаций общественного сектора, снижающая эффективность реализации ими мероприятий государственной семейной политики;
  • информационная закрытость государственных и общественных структур, формализм в налаживании взаимодействия, недостаточный учет взаимных интересов.

Для дальнейшего развития общественно-государственного партнерства в сфере семейной политики участники круглого стола считаю целесообразными следующие мероприятия:

  1. совершенствовать систему межведомственного, межуровневого взаимодействия и социального партнерства с целью преодоления «функционально-ведомственного» подхода к решению проблем семейной политики; поддержать практику создания координационных советов по вопросам семейной политики при главах исполнительных органов власти субъектов федерации;
  2. инициировать создание, укреплять структуры общественного контроля в сфере государственной семейной политики (профильные комиссии общественных палат, общественные советы при уполномоченных органах государственной власти, общественные инспекции, группы общественного контроля и др.), которые использовать в качестве институтов согласования вопросов государственной  семейной политики;
  3. добиваться внедрения обязательной социальной экспертизы, оценивающая государственных решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи и соответствия их принципам семейной политики (фамилистическая экспертиза);
  4. изучать передовой мировой опыт социального представительства различных категорий семей, участия общественных структур в управлении государственными и муниципальными учреждениями сферы семейной политики (Национальный совет семейных ассоциаций Франции и т.п.);
  5. развивать систему сетевого взаимодействия некоммерческих организаций просемейной направленности, формировать региональные ассоциации и союзы субъектов общественного контроля в сфере семейной политики;
  6. создавать и модернизировать ресурсные центры для социально ориентированных некоммерческих организаций, функционирующих в сфере семейной политики;
  7. осуществлять региональные и муниципальные программы по поддержке гражданских инициатив, волонтерского движения в сфере семейной политики;
  8. разрабатывать и внедрять образовательные программы, направленных на повышение квалификации сотрудников социально ориентированных некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных служащих по вопросам государственной семейной политики.

Подготовила Ирина Ахундова
Фото автора

28.11.2015



Комментарии:
Ваше имя:
В О З З В А Н И Е

Материалы Третьего Форума «Святость материнства»

Материалы Второго Форума «Святость материнства»

Аналитика