изготовление сайтов в Нововолынске

Круглый стол «Общественно-государственное партнерство в реализации государственной семейной политики: региональный опыт» (окончание)

25 ноября 2016 года в Санкт-Петербурге в рамках Пятого форума всероссийской программы «Святость материнства», который назывался «Благополучие семьи – важнейший показатель зрелости гражданского общества в России», прошел круглый стол «ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ».

Заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области, председатель Комиссии по вопросам семьи и детства, руководитель регионального общественный фонда «Семья-XXI век» Лариса Николаевна Докучаева поделилась региональным опытом по выстраиванию механизмов обратной связи между обществом и государством в сфере семейной политики на примере Екатеринбурга и Свердловской области.

В соответствии с Законом Свердловской области №4-ОЗ от 2010 года Общественная палата Свердловской области обеспечивает взаимодействие граждан Свердловской области и общественных объединений с государственными органами Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в целях обсуждения вопросов социально-экономического развития Свердловской области, осуществления общественного контроля, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав общественных объединений, развития гражданского общества в Свердловской области.

Одной из основных составляющих социально-экономического развития региона является реализация государственной семейной политики. Важнейшим показателем ее эффективности в Свердловской области являются естественный прирост населения. Рождаемость увеличилась на 8,1% и составила 14,5 промилле (в Российской Федерации – 13,3 промилле), стабильно увеличивается процент рождения второго и последующих детей.

Во многом этому способствовала и активная деятельность Комиссии по вопросам семьи и детства и рабочей группы по защите семьи и традиционных ценностей (руководитель Л.Н. Виноградова) Общественной палаты Свердловской области. В качестве механизмов обратной связи между обществом и государством используются: общественный контроль, общественные слушания по социально значимым проблемам, общественные обсуждения социально значимых законопроектов, мониторинги, участие в работе общественных советов при органах государственной власти и местного самоуправления, заседания Общественной палаты с приглашением представителей органов государственной власти и местного самоуправления.

Примером может служить общественное обсуждение Концепции и областной комплексной программы «Новое качество жизни уральцев» с привлечением экспертов, общественных организаций, муниципальных общественных палат, с проведением опроса общественного мнения на сайтах Общественной палаты и Министерств Свердловской области, с обсуждением на площадке Общественной палаты Свердловской области, с подготовкой предложений. По такому алгоритму проводится общественное обсуждение всех социально значимых законов и нормативных актов Свердловской области.

В 2015-2016 гг. в Общественной палате были проведены общественные слушания по проекту Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» на темы «О внедрении бэби-боксов в Российской Федерации», «О нарушениях российского и международного законодательства при изъятии ребёнка из семьи». Проведен мониторинг общественного мнения по незаконному изъятию детей из семьи органами опеки и попечительства. Проводится мониторинг соответствия организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в муниципальных образованиях Свердловской области. Создано 54 экспертные группы с привлечением экспертов и представителей общественности, муниципальных общественных палат, НКО. Проверено 79 организаций. По итогам мониторинга планируется подготовка дорожной карты развития организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проведение общественных слушаний.

Проведена экспертиза учебников для начальной школы по проекту «Народная экспертиза учебников». Подготовлены предложения в законопроект «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года». Подготовлены предложения по доработке Законопроекта о внесении изменений в ФЗ № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» с учётом результатов мониторинга исполнения закона.

Можно и дальше продолжать перечислять подобные примеры. Но важно подчеркнуть, что сегодня действительно созданы нормативные и организационные условия для реализации механизмов обратной связи между обществом и государством. Но не всегда эта обратная связь срабатывает. В чем проблема?

Во-первых, механизм обратной связи требует профессионализма от общественности, а не просто эмоционального самовыражения, требуется профессиональные навыки в проведении экспертизы, мониторинга, в формулировании предложений в законодательные и нормативные акты. Во-вторых, эффективность механизма обратной связи зависит от готовности представителей органов государственной власти и местного самоуправления принимать и учитывать предложения общественности, т.к. они носят всего лишь рекомендательный характер. Поэтому задачей является выстраивание эффективного диалога и сотрудничества общества и государства.

Член Общественной палаты Белгородской области, председатель Белгородского отделения ВОД «Матери России» Лилия Ивановна Каширина выступила с докладом на тему «Общественная палата Белгородской области как механизм воздействия гражданского общества на мероприятия региональной семейной политики». В настоящее время необходимо разрабатывать эффективные стратегии достижения партнерства власти и граждан. Партнерские отношения между обществом и властью могут, благодаря реализации прав и свобод человека, наилучшим образом обеспечить и благополучие граждан, и интересы государства. В этом контексте насущным был и остается поиск новых каналов влияния граждан на власть. Одним из наиболее значимых каналов сегодня является такой институт гражданского общества как Общественная палата. Уровень доверия в обществе, как показывает практика, напрямую зависит от доверия людей к институтам гражданского общества. Значительное влияние на рост доверия людей к ним в регионе оказало совершенствование деятельности Общественной палаты Белгородской области и ее комиссий.

В современных условиях Белгородское гражданское общество представляет собой поле взаимодействия и взаимовлияния различных социальных институтов. На сегодняшний день одним из главных общественных институтов остается семья и ее роль в развитии государства и общества постоянно растет. В 2014 году была утверждена Концепция государственной семейной политики до 2025 года. Ожидается, что в ближайшее десятилетие будет сформирована система мер, позволяющая семье чувствовать себя уверенной и защищенной от различных рисков.

Белгородская область в настоящее время – один из субъектов Российской Федерации с растущей рождаемостью. В Белгородской области значительное внимание уделяется семейной и демографической политике, но, несмотря на достижения в семейной политике на территории области, гражданское общество считает необходимым обеспечить популяризацию семейных ценностей, традиционной семьи, брака и многодетности.

В своей работе Общественная палата Белгородской области одним из  важных элементов контроля и взаимодействия с органами властив вопросах семейной политики считает экспертизу законопроектов. Общественная палата области, ее комиссии, актив крупнейших общественных организаций систематически проводит оценку готовящихся законодательных и нормативных актов. Одновременно, значительное внимание уделяется  тому, как действуют законы, особенно местные. Рекомендации после проведения экспертизы готовящихся законопроектов широко используются в комитетах Белгородской областной Думы, Советами депутатов на муниципальном уровне.

Марина Геннадьевна Сидухина, председатель Комитета по здравоохранению Самарской Губернской Думы, в прошлом врач, посвятила свое выступление теме «Роль негосударственного сектора в развитии региональной семейной политики». По ее словам, два года тому назад Самарская область подписала соглашение с Фондом Андрея Первозванного. В результате сотрудничества количество абортов уменьшилось на 10%. Марина Сидухина предпочитает говорить не о доабортном, а о дородовом консультировании, что намного правильнее. В регионе уже семь социальных гостиниц. Но гостиница «Ты не одна» заняла центральное место во взаимодействии с Русской Православной Церковью. Через гостиницу прошли уже более 300 женщин. Говоря об успехе, который имела в регионе фотовыставка «Мы семья», Марина Сидухина, сказала, что в Самарской области 35 многодетных семей, среди которых и три семьи вице-губернаторов. Это пример в действии. «Выставку видели и студенты, и дети, и ради их эмоций стоит работать, - считает Марина Геннадьевна. Увеличивается число детей-инвалидов. Будем им помогать».

Елена Александровна Исаева, заместитель председателя Общественной палаты Ярославской области, председатель совета региональной общественной организации «Центр социального партнерства», кандидат юридических наук, рассказала о работе диалоговых механизмов власти и общества в интересах реализации семейной политики в России на примере своего региона. Ее презентация была посвящена таким вопросам, как «условия эффективности межсекторного взаимодействия в России», «характеристика существующих диалоговых механизмов: работа диалоговых площадок, формы поддержки гражданских инициатив, общественный контроль», «характеристика работы диалоговых площадок (общественная палата, общественный совет, форум и др.)», «характеристика механизмов поддержки инициатив в сфере семейной политики», «характеристика форм общественного контроля» и т.д.  

Эксперт Фонда Андрея Первозванного, преподаватель Ломоносовской школы, кандидат политических наук Игорь Николаевич Иваненко сказал о стратегии развития общественно-государственного партнерства в сфере семейной политики. По его мнению, государственная семейная политика тем эффективнее, чем активнее граждане России участвуют в ее реализации. Хороших результатов можно достичь в одном случае: если государственные структуры, органы местного самоуправления и институты гражданского общества будут социальными партнерами. К сожалению, их взаимоотношения можно назвать партнерскими далеко не всегда: слишком разные «весовые категории» у субъектов семейной политики, слишком несовершенны коммуникации между ними, слишком существенно порой различаются их системы ценностей и приоритетов. Из-за этого общественные инициативы часто с трудом находят понимание у представителей государственных и муниципальных ведомств и лишь в редких случаях получают системную поддержку за счет бюджетных ресурсов. Отсюда – социальная апатия населения, неверие общественных активистов в возможность изменить ситуацию к лучшему. В тоже время формирующийся рынок социальных услуг приводит к усилению конкуренции между государственно-муниципальным и общественными секторами. В условиях, когда государственные и муниципальные органы являются учредителями бюджетных учреждений, каждый грант, каждая субсидия, государственное задание для социально ориентированной некоммерческой организации (СО НКО) воспринимаются многими чиновниками как изъятие дефицитных финансовых средств из государственно-муниципальной социальной сферы. (http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/ob_obshestvenno-gosudarstvennih_ob_edineniyah_i_zadachah_razvitiya_semejnoj_politiki_v_rossii/)

Подготовила Ирина Ахундова

02.12.2016

 



Комментарии:
Ваше имя:
В О З З В А Н И Е

Материалы Третьего Форума «Святость материнства»

Материалы Второго Форума «Святость материнства»

Аналитика