разработка сайта в Лозовой

Обзор изменений нормативно-правовой базы в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации за II квартал 2016 года

(на основе данных информационно-правового портала «Гарант»)


№ п/п


Направление семейной политики


Название

Дата вступления в силу

Краткое содержание в части, затрагивающей интересы семьи

1.1.

 

Развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2016 г. N 100н "Об утверждении Правил отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии"

 

4 мая 2016 г.

Утверждены новые правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.

Заявление можно подать в территориальный орган ПФР лично или через представителя. При выезде за границу и отсутствии регистрации по месту жительства или пребывания в России заявление направляется непосредственно в ПФР. Приводятся требования к содержанию такого заявления. В частности, в нем указываются ФИО (при наличии), без сокращений; страховой номер индивидуального лицевого счета; сведения о государственном сертификате на маткапитал или его дубликате; контактный телефон.

Территориальный орган ПФР проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам. Затем территориальный орган информирует ПФР о принятом заявлении. Последний направляет необходимые документы в негосударственный пенсионный фонд и управляющую компанию.

1.2.

Постановление Правительства РФ от 9 июня 2016 г. N 511 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2016 г."

 

 

Общероссийский прожиточный минимум пошел в рост.

Прожиточный минимум в целом по России за I квартал 2016 г. на душу населения установлен в размере 9 776 руб., для трудоспособного населения - 10 524 руб., пенсионеров - 8 025 руб., детей - 9 677 руб.

В IV квартале 2015 г. он равнялся 9 452, 10 187, 7 781 и 9 197 руб. соответственно.

1.3.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 181-ФЗ "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году"

 

 

 

Установлена возможность получения в 2016 г. гражданами, имеющими право на дополнительные меры господдержки, единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере до 25 тыс. руб.

В частности, для граждан, использовавших часть средств маткапитала на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми) или формирование накопительной пенсии, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, предусмотрена возможность получения в виде выплаты оставшейся части средств материнского (семейного) капитала в размере реального остатка, не превышающего 25 тыс. руб.

Выплата предоставляется гражданам, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и проживающим на территории России.

В некоторых случаях претендовать на выплату может ребенок (дети в равных долях). Это возможно по достижении им (ими) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия по 30 сентября 2016 г., если выплата ранее не была получена родителями (усыновителями) или иным законным представителем.

1.4

Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.)

 

 

Право на маткапитал возникает при рождении двух и более детей живыми.

Средства маткапитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий в т. ч. посредством приобретения доли в праве собственности на помещение, размер которой позволяет выделить в пользование изолированное жилье.

Отдельное внимание уделено спорам, связанным с определением долей в праве собственности на жилье, приобретенное за счет средств маткапитала.

Так, указывается, что объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием упомянутых средств, находится в общей долевой собственности супругов и детей.

Причем доли родителей и детей в праве собственности на дом, приобретенный лишь за счет средств маткапитала, являются равными.

Однако доли в праве на жилье, приобретенное с использованием сумм маткапитала, определяются исходя из равенства долей родителей и детей на эти, а не на все средства, за счет которых было приобретено помещение.

Наличие ипотеки на приобретенное за счет средств маткапитала жилье не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования супругов о разделе данного имущества и определении долей детей в праве собственности на это имущество.

Средства маткапитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых организациями по образовательным программам, лишь имеющим госаккредитацию.

2.1.

Создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уголовной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости"

 

 

Установлена уголовная ответственность за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у него правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств не введен в эксплуатацию, лицом, не имеющим на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных законодательством.

При этом ответственность возникает в случае наличия ущерба в крупном и особо крупном размере, который составляет 3 и 5 млн руб. соответственно. За вышеуказанные преступные деяния при наличии ущерба в крупном размере предлагается санкция, в т. ч. в виде лишения свободы до 2 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, при наличии ущерба в особо крупном размере - в виде лишения свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы до 2 лет или без такового.

Кроме того, введено основание для освобождения от уголовной ответственности. Так, освобождению от уголовной ответственности подлежит лицо, возместившее ущерб в полном объеме и (или) принявшее меры, в результате которых многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости введены в эксплуатацию.

2.2.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

 

Единому институту развития (ЕИР) в жилищной сфере переходят права и обязанности по исполнению функций Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства с последующей его ликвидацией. Уточнен порядок выкупа земельных участков единого института развития, переданных в аренду, а также регулирование деятельности ЖСК.

В частности, исключены требования о предельной стоимости строительства за один квадратный метр и о площади жилья эконом-класса. В целях содействия развитию жилищного строительства расширен круг граждан, которые могут быть приняты в члены кооперативов - это сотрудники предприятий и организаций с госучастием. Предусмотрено право на приобретение жилого помещения или земельного участка граждан, вступивших в кооператив и впоследствии переставших относиться к соответствующим категориям.

Значительно упрощена процедура передачи земельного участка кооперативу. Так, отменено условие о передаче участка после уплаты 20% паевых взносов, при этом основанием для передачи является решение единого института развития.

Предусмотрено предоставление сведений ЕИР органами госвласти, в т. ч. в рамках межведомственного электронного взаимодействия без взимания платы.

2.3.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 217-ФЗ "О внесении изменения в статью 9.1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

 

 

По аналогии с Законом о потребительском кредите (займе) решено ограничить размер неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату ипотечного кредита (займа), полученного физлицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Он не может превышать ключевую ставку ЦБ РФ на день заключения соответствующего договора в случае, если согласно договору на сумму кредита (займа) проценты за соответствующий период нарушения обязательств начисляются. Если они не предусмотрены, то - 0,06% от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения обязательств.

3.1.

Обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства

Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2016 г. N 831-р

 

 

 

Установлен перечень товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, расходы на приобретение которых компенсируются за счет средств материнского (семейного) капитала.

В него, в частности, включены тактильные компьютерные дисплеи, персональные цифровые ассистенты, функциональные кресла, лестничные подъемные устройства, линзы для коррекции зрения, читающие машины, оборудование для тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов, подъемники для перемещения человека, приборы для письма алфавитом Брайля, услуги чтеца-секретаря.

3.2.

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2016 г. N 380 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг"

 

 

 

Прописаны правила направления материнского (семейного) капитала на цели компенсации расходов на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Компенсируются затраты на приобретение допущенных к обращению на территории России товаров и услуг в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Исключение составляют медицинские услуги, реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Перечень товаров и услуг, расходы на приобретение которых компенсируются, определяет Правительство РФ.

Для получения компенсации необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР (непосредственно или через МФЦ). Определен перечень прилагаемых к нему документов. В их числе - документы, подтверждающие понесенные расходы, а также акт проверки наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара, соответствующего программе реабилитации (абилитации).

Средства материнского (семейного) капитала перечисляются на банковский счет владельца сертификата на маткапитал не позднее 2 месяцев со дня принятия заявления.

3.3.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 165-ФЗ "О внесении изменения в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

 

 

 

До 1 января 2019 г. продлен срок действия нормы Закона об образовании в Российской Федерации о предоставлении детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранам боевых действий особого права приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты. Условие - успешное прохождение вступительных испытаний.

4.1.

Профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности

Обзор практики рассмотрения в 2015 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 апреля 2016 г.)

 

 

Приводятся результаты обобщения практики рассмотрения судами в 2015 г. дел о международном усыновлении.

В 2015 г. сохранилась тенденция к снижению количества таких дел, имевшая место в 2011-2014 гг.

С вынесением решения рассмотрено 670 дел о международном усыновлении (из них 663 - с удовлетворением заявлений). Это на 29,3% меньше, чем в 2014 г. и на 46,3% меньше, чем в 2013 г.

Чаще всего российских детей усыновляли итальянцы (57% дел), испанцы (17,5%) и французы (5,9%).

5.1.

Защита прав несовершеннолетних, профилактика правонарушений

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

 

 

Уточнены полномочия органов местного самоуправления по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Поправки устраняют противоречия федерального законодательства и правоприменительной практики, возникшие вследствие принятых ранее изменений в Закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Они фактически изменили правовой статус вышеназванных комиссий. На уровне правоприменительной практики результатом этого стало различное толкование норм при решении вопросов о финансировании полномочия по созданию комиссий, работающих на территориях муниципалитетов, и необходимости внесения изменений в региональное законодательство в части изъятия из полномочий, передаваемых местной власти, указанного полномочия. Кроме того, изменения не учитывали особенности организации деятельности комиссий в отдельных субъектах Федерации. Речь идет о регионах, в которых органы местного самоуправления не наделены полномочием по созданию комиссий. Комиссии на местах являются территориальными и создаются непосредственно региональной властью. Такова ситуация в Коми, Северной Осетии - Алании, Башкортостане, Архангельской, Курганской, Белгородской, Ярославской областях.

В связи с этим установлена возможность создания органами местного самоуправления комиссий в случае наделения их законом субъекта Федерации соответствующим полномочием. При этом высшие исполнительные органы власти регионов вправе создавать комиссии на территориях муниципалитетов, если местная власть не наделена таким полномочием.

5.2.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

 

Ответственность за нарушение требований к перевозке детей ужесточена.

Уточнен порядок привлечения к ответственности за нарушение требований к перевозке детей.

Ранее применялось общее наказание - штраф в размере 3 тыс. руб. Согласно поправкам его должен будет уплачивать водитель. На должностных лиц налагается штраф в сумме 25 тыс. руб., на юрлиц - 100 тыс. руб.

Отдельно установлена ответственность за нарушение правил перевозки детей в ночное время; за транспортировку организованной группы детей автобусами, не соответствующими установленным требованиям, без договора фрахтования (если он необходим), без программы маршрута, без списка детей, без перечня назначенных сопровождающих.

Урегулированы вопросы рассмотрения дел о данных правонарушениях.

5.3.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

 

 

Поправками введен термин "детско-юношеский спорт". Под ним понимается часть спорта, направленная на подготовку несовершеннолетних в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также на участие таких граждан в соревнованиях, в которых спортсмены, не достигшие 18 лет или иного возраста, указанного в этих целях в федеральных стандартах спортивной подготовки, являются основными участниками.

5.4

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 мая 2016 г. N 10-253

 

 

Если участники государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) отказались дать согласие на обработку своих персональных данных, проверка их экзаменационных работ относится к компетенции региональных органов госвласти, ответственных за госуправление в сфере образования.

Рособрнадзор указывает на необходимость вырезать ножницами штрих-коды из экзаменационных бланков участников ГИА-9 и ГИА-11, отказавшихся от предоставления своих персональных данных, в день проведения экзамена. Это должно происходить в присутствии экзаменующихся. С организаторами в аудиториях рекомендовано провести соответствующий инструктаж.

5.5.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в статью 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях противодействия обороту порнографической продукции с использованием несовершеннолетних и (или) среди несовершеннолетних и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

 

 

Скорректирован УК РФ. Поправки касаются статьи 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних".

Указано, что в виду имеются материалы и предметы, содержащие любое изображение или описание в сексуальных целях полностью или частично обнаженных половых органов несовершеннолетнего; несовершеннолетнего, совершающего либо имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера; полового сношения или иных действий сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетнего или с его участием; совершеннолетнего лица, изображающего несовершеннолетнего, совершающего либо имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера.

Исключение - материалы и предметы, содержащие изображение или описание половых органов несовершеннолетнего, имеющие историческую, художественную или культурную ценность либо предназначенные для использования в научных или медицинских целях либо в образовательной деятельности.

В УПК РФ при этом прописано, что предварительное следствие по указанной статье ведут следователи СК РФ (до внесения изменений это были следователи органов внутренних дел).

5.6.

Постановление Правительства РФ от 22 июня 2016 г. N 569 "О внесении изменения в Правила организованной перевозки группы детей автобусами"

 

 

Организованная перевозка детей в ночное время теперь допускается по решению региональных органов госвласти.

В настоящее время установлен ограниченный перечень случаев, когда допускается организованная перевозка группы детей в ночное время (с 23 до 6 часов) автобусами. Теперь в их число включена перевозка на основании правовых актов высших исполнительных органов госвласти регионов. При этом допускаемое расстояние перевозки после 23 часов увеличено с 50 до 100 км.


14.07.2016

 



Комментарии:
Ваше имя:

Материалы Третьего Форума «Святость материнства»

Материалы Второго Форума «Святость материнства»

Аналитика