разработка сайтов Дрогобыч

О «Михайловских днях», постабортном синдроме цивилизации и комиксе «Кенгуру в метро»

18-27 ноября 2016 г. в четвертый раз в России пройдет ежегодная международная акция «Неделя за жизнь - Михайловские дни». Акция приурочена сразу к нескольким датам. О них рассказывает художник-график Борис Заболоцкий, работы которого выставлялись на Всемирном Конгрессе семей, прошедшем в 2011 году в Москве в Российском государственном гуманитарном университете, и на всех семи международных фестивалях социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь». За плакат «Две мамы» (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/11-3/) из серии противоабортных плакатов «Тихая война» (http://www.bzab.ru/uncategorized/nagrady/) на первом фестивале «За жизнь-2010» Борис Заболоцкий получил Гран-при. Автор плакатов «Фашизм на Украине не пройдет» и иллюстраций к книге «Сказки и притчи для детей» архимандрита Клеопы (Илие) (http://www.pravoslavie.ru/82470.html) главной своей темой все же считает тему защиты жизни и семьи. Он уверен, что аборты опаснее для России, чем ИГИЛ (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/34-1/).

- Борис Сергеевич, почему Четвертые «Михайловские дни» проходят именно в эти дни? 

- Михайловские дни завершатся 27 ноября, когда в России отмечается День матери, а начнутся они на следующий день после Международного дня недоношенных детей, который отмечался 17 ноября. 18 ноября 1920 года было принято Постановление Наркомздрава и Наркомюста РСФСР «Об охране здоровья женщины», в котором впервые в истории России законодательно было разрешено «бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц». 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию в 1959 году Генеральной ассамблеей ООН Декларации прав ребенка (основополагающего документа о правах детей), а в 1989 году – Конвенции о правах ребенка. Кульминацией декады является празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, которые являются небесными покровителями Михайловских дней. В храмах этот день отмечается 21 ноября. И, наконец, мы вспомним еще одну грустную дату – 23 ноября 1955 года, когда был принят Указ Президиума Верховного совета СССР «Об отмене запрещения абортов». 

- Запрет и уголовное преследование абортов в СССР связано с именем Сталина. Видимо, поэтому его портрет изображен вами на картине «Россия: ледокол или "Титаник"?» из серии «За жизнь и семью»? (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/1-6/).

- Если относиться к Сталину объективно, то у него было и плохое, и хорошее. С одной стороны, он погубил множество жизней, а с другой – сколько жизней было спасено его указом о запрете абортов в 1936 году! Не будем забывать все его злодеяния и преступления, но будем помнить и то, что Иосиф Виссарионович запретил аборты. Поэтому он нарисован мною на плакате, как и прославленный в лике святых последний российский император Николай II, многодетный отец и любящий муж. На его портрете есть такие строчки: «Ты прости нас, государь, за наши прегрешения». Подобные плакаты с изображением Николая II я видел в интернете на фотографии города Нижневартовск. 

- А Владимир Путин видел вашу работу? Ведь он не просто один из пассажиров ледокола-«Титаника», а капитан корабля под названием «Россия»? 

-1 июня 2016 года, в Международный день защиты детей, копия этой картины была передана в Администрацию Президента России http://ruskline.ru/special_opinion/2016/iyun/o_kartinepreduprezhdeniya_s_izobrazheniem_putina_medvedeva_i_stepanova/). Пришел ответ, что она получена. Можно сказать, что это очередная попытка обратить внимание власть предержащих на бедственное положение с абортами в нашей стране, на мировое лидерство России по количеству абортов. (Картину можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/choo5i77s95Le). Корабль «Россия» плывет в океане. Серое небо в тучах, впереди айсберг, и мы видим картину так, словно камера для подводной съемки то опускается, то поднимается, показывая и надводную, и подводную часть корабля, который идет по направлению к айсбергу. Разобьется ли корабль, зависит и от капитана, и от других его пассажиров. Сначала была идея написать всего 5-6 фигур, а остальныхлюдей представить в виде массы. Потом пришла мысль изобразить 15 человек, потом 20, 25, а в итоге на палубе оказалось 52 человека (их лица можно рассмотреть: http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/1_1-1/). Впереди Патриарх Кирилл в своем облачении и Владимир Путин в тонком пальто, костюме и бордовом галстуке, в котором президент поздравляет россиян с Новым годом. Рядом Дмитрий Медведев и его супруга Светлана Медведева с плакатом «Подари жизнь». Она возглавляет фонд, который поддерживает движение в защиту семьи. Среди пассажиров корабля и председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы Владимир Якунин, и руководитель всероссийской программы «Святость материнства» Наталья Якунина, которые много делают для защиты традиционных семейных ценностей и приумножения славы России. Рядом с ними Рамзан Кадыров, у которого много детей, главный раввин России Берл Лазар, отец восьми ребятишек, глава духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, глава буддийской традиционной Сангхи России лама Дамба Аюшеев, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), протоиерей Димитрий Смирнов и многие другие. 

- Также на палубе корабля министр здравоохранения Вероника Скворцова, председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко и прокурор Республики Крым Наталья Поклонская. Они все выступают за запрет абортов?

- Валентина Матвиенко открыто сказала, что аборт – это убийство (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/36-1/). Насчет такого нового яркого и красивого политика, как Наталья Поклонская точно не знаю, но есть косвенные данные, что она против абортов. Кстати, Крым присоединился к Российской Федерации в 2014 году в день памяти Святителя Луки Крымского и в день рождения Натальи Поклонской – 18 марта. Символичное совпадение. Есть на картине и такие известные деятели, как сенатор Совета Федерации Елена Мизулина, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выдающийся экономист Андрей Фурсов, предприниматель, меценат, учредитель Фонда Святителя Василия Великого Константин Малофеев, а также двое россиян с нерусскими корнями – знаменитый французский актер Жерар Депардье и боксер Рой Джонсон. 

- Слева от них стоит профессор МГУ Владимир Голиченков, который справедливо считает, что «аборт – отвратительная вещь» (http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/abort_–_eto_otvratitel_naya_vesh_/).

- Этот ученый четко написал, что с точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента зачатия, поэтому аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума. Наука так высказалась. 

- А лично для вас Россия – это ледокол или «Титаник»?

- Конечно, ледокол. Все изображенные мною люди своей жизнью словно говорят: «Какие аборты, вы что?». К сожалению, далеко не все защитники жизни найдут себя на этой картине. Надеюсь, они появятся на задуманной мною картине «Общее дело – запрет абортов». Кстати, эту фразу епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) обозначают на моей картине флажки морского семафора. Верю в то, что с Божьей помощью, может быть, не очень скоро, может, не ранее 2020 года, но все же сообща мы победим в борьбе за запрет абортов. После «Битвы за жизнь», которая прошла в Москве 23 октября этого года, я еще больше укрепился в мысли, что Россия – это ледокол. И христиане, и представители других религий и конфессий, и невоцерковленные участники пролайфа могут влиять на общественное мнение. Мы должны говорить нашим соотечественникам, нашим родным, нашим любимым: «Что вы делаете? Не делайте, пожалуйста. Обратите на это внимание. Зачатый ребенок – это не просто скопление клеток, это чудо, это уже маленький человечек, у него есть душа, ему еще несколько недель, а уже известен цвет его волос и глаз. В этой крошечке уже заложен пол. У него есть бессмертная душа и свой Ангел-хранитель, который приставлен к каждому человеку».

- На фестивале «Вера и слово» нам показали репетицию спектакля о человечках в материнской утробе (http://www.fap.ru/press-center/articles/chelovechki-pesa-ob-abortakh/). Жаль, что по телевидению такие пьесы и фильмы не показывают. А как зрители воспринимают вашу картину «Россия: ледокол или "Титаник"?»?

- Сколько людей, столько и мнений. Один человек обиделся, что я нарисовал, как Высшая школа экономики отчаливает от России на надувной лодочке, но при этом с помощью каната держится за Россию. Кого-то смутило название. Посчитали, что слово «Титаник» нужно написать маленькими буквами, а слово «РОССИЯ» – большими.

- На надводной части айсберга написано слово «Аборты». Почему все остальное – «Частные клиники, ВМС, ГК, ЭКО» – находится в нижней части айсберга?

- Я хотел сказать, что в результате абортов, производимых в государственных медучреждениях за счет налогоплательщиков, то есть за наш с вами счет, погибают миллионы нерожденных детей, но, подобно вершине айсберга, – это лишь малая часть всех убитых зачатых детей. Никто не знает подлинную статистику абортов в частных клиниках, никто не считал, сколько эмбрионов погибает от ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), от использования ВМС (внутриматочной спирали). Возмутительно, что у нас строят заводы по производству таблеток гормональной контрацепции (ГК). Она такой вред наносит женщине, что это неописуемо. Это все равно, что добровольно врезаться в бетонную стену на дорогом современном спортивном автомобиле с какой-нибудь гибридной системой, с компьютером, со стеклянной крышей. Конечно, его потом можно починить, но все равно его целостность нарушена и уже никогда не будет прежней. А насколько женский организм сложнее самой сложной атомной подводной лодки! И при этом люди делают таблетки, которые навсегда выводят женский организм из строя. Я уж не говорю про аборты, одним из необратимых последствий которого является бесплодие. Рядом с гостиницей «Салют», где ежегодно проходит фестиваль «За жизнь», есть детская больница. С Божьей помощью я езжу туда сдавать тромбоциты деткам. Приезжаю в больницу и каждый раз, когда вижу гостиницу «Салют», понимаю, что защитой жизни нерожденного ребенка надо заниматься не раз в год, а постоянно. Ведь аборт – это непоправимо (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/5-4/).

- Почему вы именно про эту больницу вспомнили?

- Там лежат дети с жуткими, страшными, тяжелыми диагнозами. Наверняка существует связь между абортами и здоровьем детей, которые рождаются у женщин после абортов, потому что аборт приносит большой вред женскому организму.

- Многие священники говорят о последствиях абортов и на духовном уровне.

- У меня тоже некоторые родные и знакомые делали аборт. Тема очень деликатная, сложная. Я ни в коем случае никого не осуждаю. Стараюсь на эту тему говорить с людьми потихоньку, используя свое умение рисовать. Своими иллюстрациями я говорю людям: «Ну, не делайте аборты! А если сделали, то помогите другим не повторять ваши ошибки, потому что мы все в одной лодке, мы все на борту одного корабля. Если страна еще раз погибнет, то всем же плохо будет! Куда бежать? Еще одной катастрофы Россия может не пережить». Хотя такая угроза существует. На моем плакате «Тени сентября» рядом со школьниками за партами «сидят» тени. Подпись гласит: «6 миллионов детей в России не пришли сегодня в первый класс. Им не дали родиться, убив абортами…» (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/). О каждом таком ребенке плачет его Ангел-хранитель (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/12-3/). Если бы кладбища нерожденных детей существовали не только на плакате, но и в реальной жизни, то нам негде было бы жить! (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/21-1/). Часто известные артистки, убившие своих детей ради карьеры, позже говорят: «Ах, зачем я сделала аборт?» (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/22-1/) К сожалению, многие из них навсегда лишили себя семейного счастья (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/23-1/).

- Борис Сергеевич, в 2010 году вы стали лауреатом Первого фестиваля «За жизнь», получив Гран-при за иллюстрацию «Две мамы». С чего началось ваше сотрудничество с активистами движения «За жизнь»?

- В октябре 2008 года я нарисовал первую иллюстрацию «Мама, не убивай меня!», которую один из идеологов русского противоабортного движения Владимир Потиха показал отцу Максиму Обухову. Сам Владимир в ответ на мое письмо спросил: «Почему так мало? Рисуйте еще!» И я начал рисовать. К фестивалю «За жизнь-2010» было готово 8 иллюстраций. Через 5 лет после ее написания иллюстрация «Две мамы» была опубликована в четвертом номере журнала «Православная беседа» за 2015 год (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/11-3/). Эта иллюстрация появилась так. Я отправил ее эскиз в Православный медико-просветительский центр «Жизнь», и его сотрудники заказали мне иллюстрацию. Она была напечатана большим тиражом в виде плаката, а ее электронная версия распространилась по социальным сетям и блогам. На нее даже «фотожабы» рисовали.

- А в 2012 году вы дописали рядом с женщиной и четырьмя детьми отца семейства с пятым ребенком на плечах (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/26-1/). Это было ваше решение? Что вы думаете о роли отца в семье?

- Добавить фигуру отца меня попросили прихожане одного храма в Мурманске. Они собирались напечатать иллюстрацию большого формата, но их смущало отсутствие отца. Раньше отец был главой семьи, самым главным человеком в доме. Но советская власть нарушила эту иерархию. Мужчина всегда должен брать ответственность за жену и детей на себя и никогда не должен говорить беременной женщине: «Сама решай» (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/15-2/). На то он и мужчина. А если оба родителя не готовы отвечать за плод своей «любви», нужно, чтобы рядом обязательно нашелся человек, который скажет им, как сильно будет любить их будущий малыш (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/16-2/).

- Расскажите о создании иллюстрации, на которой изображен Тофет, где детей, приносимых в жертву идолу Молоху, сжигали на огне. 

- Идею этой иллюстрации мне подсказал Владимир Потиха. Я нарисовал два эскиза. Один из них стал иллюстрацией, состоящей из двух частей. На одной нарисовал ритуальное место на юге Иерусалима, которое в Библии описано как место, где евреи-идолопоклонники сжигали детей, приносимых в жертву у идоловМолоха и Ваала (2Пар. 33:6; 4Цар. 23:10; Иер. 7:31-32, 19:6-14). Это место в долине сынов Еннома в Новом Завете именуется Геенной, которая, как и Тофет стала в иудейской и христианской теологии символом ада. Вторая часть иллюстрации – это абортарий – современный тофет, где нерожденных детей приносят в жертву таким идолам, как карьера, благополучие, успех, комфорт и себялюбие (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/33/).

- 23 октября 2016 года мы виделись с вами на Суворовской площади, где прошло стояние «Битва за жизнь». Расскажите о своих впечатлениях. 

- Сразу скажу, чтонесмотря на то, что сам приглашал знакомых, размещал объявления и афиши в соцсетях, не ожидал такого количества людей. Летом 2015 года на митинг, который также состоялся на Суворовской площади, пришло всего 200 человек. Тогда шел дождь. А в этот раз собралось более двух тысяч человек. Все разные, но все неравнодушные! Это ведь страшно – равнодушие. Страшна позиция «моя хата с краю» или, как сказал мне один молодой человек, когда я собирал подписи за запрет абортов, «мне всё равно». 23 октября было холодно, но я не стоял на месте, а перемещался по всей площади с фотокамерой, и от огромного количества единомышленников холода не чувствовал. Собирал фотоматериал для анонса «Битвы за жизнь», которая, если это будет угодно Богу, пройдет в октябре 2017 года. На митинге было ощущение, что мы правы, что все вместе добьемся запрета убивать детей до рождения. Потихоньку наше движение становится модным – в хорошем смысле этого слова. На митинг приехали депутат Виталий Милонов, телеведущий Борис Корчевников и наш замечательный батюшка Андрей Ткачев. Особенно мне запомнилось выступление отца Андрея о том, что ребенок до рождения – это чудо. Он находится в утробе матери, в этом первом из миров, вниз головой, питается через пуповину и общается с ангелами. Цитирую близко к тексту. Также батюшка сказал, что, дескать, сторонники абортов уже благополучно родились, а теперь решают, кому рождаться, а кому нет. Еще я обратил внимание на то, что было много семей с детьми. Не знаю, сколько нам еще «битв» предстоит, но лично я пойду до конца, до самого запрета абортов на законодательном уровне. Как сказал схиархимандрит Илий (Ноздрин), «да запретить аборты и все! На уровне наших законов!» Аборт меняет все, причем, не в лучшую сторону (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/32-1/). 

- На вашем сайте отражены разные грани вашего творчества. А какие темы для вас главные?

- Наверное, вы уже поняли, что мои главные темы – это тема защиты жизни и связанная с ней тема ювенальной юстиции (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/20-1/). Это самая большая угроза для нас, это приговор русским семьям (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/27-1/). В прошлом году мне попалась интересная мысль одного умного человека о том, что ювенальная юстиция – это постабортный синдром цивилизации. Я задумался и понял, что женщина, у которой пять детей, вряд ли пойдет в ювенальную службу, чтобы разорять чужие семейные гнезда. Главная беда – это отказ от христианства и у нас, и за границей. У нас раньше, у них позже. Я хотел бы рисовать не эскизы памятников убитым детям (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/31-1/), а светлые, яркие позитивные плакаты и иллюстрации, подобные, например, тем, где Ангел говорит мирно спящему мальчику: «Христос Воскресе!» Каждый ребенок должен родиться и ответить: «Воистину Воскресе!» (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/30-1/).

- В четвертом номере журнала «Православная беседа» за 2015 год, помимо иллюстрации «Две мамы», опубликован и комикс «Кенгуру в метро». Очень странный жанр и не менее странное название для православного издания. Интересна история создания этого комикса. (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/kenguru-v-metro/)

- Комикс «Кенгуру в метро» участвовал в фестивале комиксов. Но позже я понял, что комиксы – это достаточно закрытая, маргинальная ниша, а не магистральное направление, и я вернулся к плакатам. Правда, была еще одна идея комикса по чужому сюжету, но он остался на уровне черновика. На моем сайте он называется «Ангел-хранитель» (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/angel-hranitel/). Толчком к работе стал анонимный рассказ «Настоящая мама», который меня просто потряс (http://www.noabort.net/nastoyashchaya-mama). Он попался мне на глаза, казалось бы, случайно. Но нет ничего случайного. Комикс о том, как женщина, брошенная своим мужчиной, родила ребенка. Ангел-хранитель этого ребенка общался с ним уже на стадии эмбриона. Жаль, что его автора я так и не нашел. Очень хороший рассказ. Прочитав его, я вспомнил, как в СМИ несколько лет назад с восторгом хвалили бездетную семейную пару, которая усыновила брошенного новорожденного малыша, «случайно» найденного зимой на улице. Возможно, рассказ написала или та самая женщина, которая усыновила подкидыша, или человек, знакомый с этой НАСТОЯЩЕЙ мамой. Эта история со счастливым концом пронеслась в моей голове в виде ряда картинок. Эти шесть черновых листов есть на моем сайте.

- Этот комикс можно превратить в мультик для взрослых и показать по телевидению, как и все ваши плакаты, забыть которые невозможно. Против кого воюют отцы, матери и врачи? (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/18-1/). Против самых беззащитных детей!

- Выстрелов на этой тихой войне не слышно, а кровь льется рекой, и эти невидимые реки впадают в мировой океан, выплыть из которого не сможет ни один самый лучший пловец. Вместо того чтобы добровольно идти на казнь (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/13-3/ , http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/14-2/), прислушайтесь к призыву активисток движения «Женщины за жизнь» и скажите вслед за ними: «Я сохраню своего ребенка!» (http://www.bzab.ru/tvorchestvo/za-zhizn-i-semyu/nggallery/image/2-5/).

- Вы пишите и иконы, как я знаю.

- В конце 2012 года я написал первую в своей жизни икону. Это была икона святых благоверных князей Петра и Февронии. В прошлом году написал икону «Святой Николай Чудотворец». Верю, что Господь помогает мне, ведь искусство для меня – это возможность прославить Бога, послужить обществу, принести пользу людям. Конечно, своим творчеством я зарабатываю на жизнь, хотя в наши дни это не самый прибыльный способ заработать. Как художник я известен прежде всего в кругах российского противоабортного движения, в патриотических интернет-СМИ. Видимо, это и есть тот путь, на который меня поставил Господь. И даже если я никогда не буду иметь широкую известность, буду счастлив, если мои работы сохранят жизнь хотя бы нескольким детям. Все желающие внести свою лепту в борьбу за жизнь нерожденного ребенка могут бесплатно скачать и распечатать мои работы на сайте (http://www.bzab.ru/), ведь я делаю свою работу для Бога и для людей.

Беседовала Ирина Ахундова
Фото автора и из архива Бориса Заболоцкого

18.11.2016

Беседы с художником-графиком Борисом Заболоцким: Часть 1, Часть 2, Часть 3



Комментарии:
Ваше имя:

Материалы Третьего Форума «Святость материнства»

Материалы Второго Форума «Святость материнства»

Аналитика