разработка сайтов Лубны

Великая княгиня Евдокия Московская

Великая княгиня Евдокия МосковскаяВеликая княгиня Евдокия Московская – одна из наиболее ярких деятельниц русской истории. Ее вклад в объединение древнерусских земель и развитие русского государства остается недооцененным, хотя заслуги княгини неразрывно связаны с деятельностью ее прославленного супруга - Великого князя Московского Димитрия Донского. Вместе со своим мужем княгиня причислена Русской Православной Церковью к лику святых. Сегодня возрождение традиций, связанных с почитанием княгини Евдокии, тесно связаны с возрождением традиционных семейных ценностей и основ традиционной государственности в России.

Святая княгиня родилась в Суздале, в семье князя Димитрия Константиновича. Ее отец вел борьбу с Московскими князьями за право обладать великокняжеской властью. Междоусобная борьба удельных князей продолжалась десятилетия, попеременно приводя к успеху то одну, то другую сторону. Однако в конечном итоге отец Евдокии решил отказаться от власти и выдать свою 12-летнюю дочь за 15-летнего наследника московского престола, князя Дмитрия Ивановича, впоследствии ставшего Дмитрием Донским. Отец Евдокии отказался от верховной власти в пользу молодого зятя, отдав ему, а вместе с ним и Москве, первенство власти в русских землях.

Так Евдокия с первых лет своего правления принесла мир на русскую землю.

Став Великой княгиней Московской, она воплотила в своей жизни все основные для женской судьбы добродетели. Стала матерью 12 детей – 8 сыновей и 4 дочерей. Была верной помощницей своему прославленному супругу. Известно, что каждый раз, когда Дмитрий Иванович уезжал в дальние странствия по государственным делам или на войну, вся Москва молилась за успех его предприятия во главе с Великой княгиней. Была основательницей множества монастырей и покровительницей Церкви. Была регентом после смерти мужа и правительницей Московского государства при сыне Василии. Возглавляла народное ополчение москвичей, когда встала необходимость защитить Москву от Тамерлана. Занималась обширной благотворительностью. Руководила строительством Москвы и возведением каменных построек как в самой столице, так и в близлежащих городах. В конце жизни приняла монашеский постриг. Принятие ею монашества было отмечено целым рядом чудес.

Великая княгиня Евдокия Московская известна современным историкам прежде всего как супруга одного из самых ярких деятелей русского средневековья – Великого князя Московского Дмитрия Донского. Именно ему принадлежат лавры первого объединителя русских земель и предводителя общерусского войска, давшего организованный отпор татаро-монгольской орде. Однако мало кто сегодня сохраняет память о том, что за великие достижения Дмитрия Донского Россия обязана не только его личному гению, но и верной поддержке супруги князя, княгини Евдокии, которая на протяжении всей своей жизни оставалась опорой Дмитрию Ивановичу. Не случайно, уходя из жизни, князь Дмитрий оставил завещание, по которому княгиня Евдокия должна была стать регентом при их старшем сыне Василии. Великая княгиня Евдокия будет фактически править московским государством в течение более чем 15 лет.

Будучи правительницей Московского княжества, она продолжала политику своего супруга, следя за тем, чтобы между удельными князьями царил мир и согласие. Под ее руководством молодой князь Василий Дмитриевич пошел на значительные политические уступки своим родственникам, князю Владимиру Андреевичу Храброму и родному брату Юрию Дмитриевичу, сохранив тем самым с ними мир и политическое единство.

Под началом Евдокии и митрополита Киприана, князь Василий Дмитриевич женился на дочери литовского князя Витовта – Софье – что было существенным шагом в сторону объединения всех русских земель, не только тех, которые группировались вокруг Москвы, но и тех, что находились к тому времени в политической зависимости от Польши. В то время еще оставалась возможность объединиться древним землям Киевской Руси под единым началом, и Евдокия всеми силами продвигала идею объединения вокруг Москвы. Тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Киприан, назначенный Синодом Православной Церкви в Константинополе предстоятелем русской митрополии, по настоянию и уговорам Евдокии утвердил решение митрополита Петра о переносе кафедры русских митрополитов в Москву. Таким образом, Москва официально, на общецерковном уровне оказалась духовным центром всей Руси. Очевидно, что Евдокия возлагала большие надежды на династический брак ее старшего сына с дочерью литовского князя Витовта, который стремился к независимости от Польши и был как никто другой из литовских князей близок к объединению с Москвой для достижения политической независимости русских земель. Подавляющим большинством населения Великого княжества литовского были русские, и союз с Москвой казался естественным решением в противовес польскому диктату. Только гибель Витовта и церковные интриги вокруг русской митрополии не позволили княгине Евдокии осуществить свои намерения и объединить Русь вокруг Москвы.

В своей насыщенной событиями жизни княгиня Евдокия не раз сталкивалась с трагическими поворотами судьбы, в которых ей приходилось проявлять незаурядные качества мудрой правительницы и верной жены. После разгрома татаро-монгольских полчищ на Куликовом поле Дмитрий Донской стремился освободиться от политической зависимости от Орды. Он впервые не поехал получать ярлык – разрешение – на великое княжение и отказался платить дань новому хану Тохтамышу.

Хан напал на Русь в 1382 году, через два года после победы русских на поле Куликовом. Русские земли по-прежнему были поделены на уделы и оставались политически разрозненными, несмотря на объединительный порыв двухлетней давности.

Одинокое Московское княжество не было способно отразить нашествие врага, многократно превосходившего его по своей военной мощи. Пока Великий князь Дмитрий Иванович собирал войска по всем городам и весям, Тохтамыш внезапно прорвался к Москве. Евдокия вместе с детьми и митрополитом Киприаном была вынуждена бежать из города. Но царственным беглецам пришлось скрываться в Переславле-Залесском, и, по преданию, если бы не чудесное стечение обстоятельств, Евдокия не сохранила бы жизнь ни себе, ни своим детям. Когда войска хана Тохтамыша уже настигли Переславль-Залесский, Евдокия с семьей и митрополитом Киприаном отплыла на середину Плещеева озера, на берегу которого стоит город. Когда плот с Евдокией находился на середине озера, их покрыл густой туман, в котором было невозможно ничего различить даже вблизи. Разорившие город татаро-монголы не нашли Евдокию и были вынуждены покинуть разоренный до основания Переславль-Залесский, так и не настигнув Великую княгиню. В XIX веке существовала традиция совершать каждый год «крестный ход по водной глади» - на лодках и плотах – на середину Плещеева озера и служить на озере благодарственный молебен в память о чудесном избавлении Великой княгини от гибели. Это церковное празднование было одним из самых торжественных в Ярославской епархии и собирало ежегодно десятки тысяч верующих.

Сегодня эта традиция возрождается, и по инициативе Фонда Апостола Андрея Первозванного крестный ход в этом году будет приурочен к дню памяти святых Дмитрия Донского и Евдокии Московской и Дню детей и родительского счастья.

Княгиню Евдокию связывает с Переславлем-Залесским не только история чудесного избавления от татаро-монголов. Она является основательницей и главной жертвовательницей Горицкого Успенского монастыря, который был построен ею в Переславле-Залесском, но упразднен еще в 1744 году и теперь вмещает в своих стенах один из крупнейших в России архитектурных и художественных музеев-заповедников. Около 80 тысяч экспонатов хранятся в фондах музея, более десяти постоянных экспозиций, раскрывающих перед зрителем богатство художественной культуры средневековой Руси, русской иконописи, быта русской деревни и средневековых купеческих городов, мир русской природы и много другое.

С именем княгини Евдокии связана история возникновения не одного значимого русского монастыря. Так, один из наиболее известных монастырей в центре столицы – Сретенский – также обязан своим существованием Великой княгине. Он был построен по ее личному распоряжению на том месте, на котором в 1397 году москвичи встречали чудотворный образ иконы Божией Матери Владимирской, перенесенной в Москву по распоряжению Евдокии. В те дни на Москву надвигались войска Тамерлана – средневекового тюркского полководца, разорившего Золотую Орду и желавшего покорить себе, по собственным словам, всю Вселенную. Военные силы Московского княжества были настолько несопоставимо малы по сравнению с войсками Тамерлана, что князь Василий даже не собирался ему противостоять. Однако Великая княгиня Евдокия настояла на организации московского народного ополчения. Во главе войск князь Василий вышел навстречу Тамерлану. А перед этим в Москву из Владимира была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Перед этой иконой об избавлении Москвы от захватчиков молился весь народ во главе с княгиней Евдокией. И в одну из ночей Тамерлану приснился сон, в котором он увидел сияющую во всем белом Женщину во главе бесчисленного войска, готового уничтожить его армию. Тамерлан почувствовал свое бессилие сопротивляться дивному воинству, и, проснувшись, отдал распоряжение отступить от пределов Московского государства. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери и проводимых перед ней молебнов был основан Сретенский монастырь.

Сретение чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Кучковом Поле.jpgТакже святая княгиня Евдокия построила женский Вознесенский монастырь в стенах Московского кремля. Этот монастырь располагался возле Спасской башни и почти вплотную прилегал к кремлевским стенам. Он служил усыпальницей русских Великих княгинь и цариц. Здесь была похоронена София Палеолог, Елена Глинская (мать Ивана Грозного), Наталья Нарышкина (мать Петра I). Монастырь был взорван в 1929 году, а тела цариц, включая мощи самой княгини Евдокии, были перенесены в Архангельский собор Московского кремля, где находятся по сей день.

Княгиня Евдокия, будучи одной из самых образованных женщин тогдашней Европы, стремилась насаждать плоды просвещения на московской земле. Известно, что она была инициатором повсеместного перехода к возведению каменных зданий в Москве, так как деревянный город постоянно горел, и пожары регулярно уничтожали его практически дотла. После пожаров княгиня помогала погорельцам обрести новое жилище и внедряла новейшие для того времени строительные технологии, благодаря которым в Москве появились первые каменные стены Московского кремля, белого цвета, по которым столичный город прозвали Белокаменной.

В русской церковной традиции княгиня Евдокия канонизирована, прежде всего, как преподобная. За несколько месяцев до смерти она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Принятие ею монашества было ознаменовано множеством чудесных явлений: исцелением больных, прозрением слепых, избавлением нищих. Свидетельства современников указывают на то, что княгиня на протяжении десятилетий своей жизни, особенно после смерти супруга Дмитрия Донского, была настолько аскетична и строга к себе, что действительно приблизилась к идеалу монашеской жизни и вошла в церковную историю преподобной матерью Церкви. Однако народная традиция также почитает ее и в качестве благоверной княгини Евдокии – святой на княжеском престоле, чье правление было «радостью для всей русской земли».

На ряду с духовными добродетелями, она отличалась большими личными способностями, навсегда окрасившими период ее правления в самые яркие краски. Лицевой летописный свод, составленный во времена Ивана Грозного, содержит ее плач по мужу Дмитрию Донскому, который скоропостижно умер в возрасте 38 лет. Плач Евдокии является одним из шедевров древнерусской литературы, представляет собой лирическое произведение потрясающей глубины и интенсивности образов, в котором в строгой, но насыщенной форме переданы не только личные чувства вдовы, хранящей память о своем супруге, но и бесценное свидетельство верности самым высоким идеалам семьи и брака, которым следовала княгиня Евдокия в своей жизни.

Из двенадцати детей, родившихся у княгини Евдокии в браке с Дмитрием Донским, лишь один ребенок умер в младенчестве. Один принял монашеский постриг. Остальные десять продолжали дело своих родителей, занимая княжеские столы и проводя в жизнь политику объединения русских земель вокруг Москвы, начатую их отцом и матерью, Великой княгиней Евдокией.

Образ Великой княгини Московской Евдокии является назидательным для современной России практически во всех отношениях. Глядя на ее жизнь, мы можем черпать вдохновляющие образы не только семейной жизни, но и государственного управления. Как святая, Евфросиния Московская является покровительницей Москвы, заступницей за многодетные семьи, помощницей в рождении детей и устроении семейной жизни. А также покровительницей российской государственности.

30.05.2018
 


Комментарии:
Ваше имя:

Материалы Третьего Форума «Святость материнства»

Материалы Второго Форума «Святость материнства»

Аналитика