изготовление сайта Павлоград

Отцовство и материнство - два разных полюса мироздания

Мужчина и женщина. Все мы замечаем, что в их отношениях стало что-то не так. Не от того ли, что мужчины все более теряют свои мужские качества, а женщины – женские? Совершенно очевидно, что с провозглашением равноправия полов, наша страна, да и западный мир, вступили в какую-то другую фазу своего существования. Разрушаются вековые традиции и устои, размываются понятия семьи, отцовства, наблюдается катастрофический распад традиционной семьи, в мире распространяется гендерная идеология. Но насколько сегодняшние отношения мужчины и женщины совершеннее тех, что были 100, 200-300 лет назад. Насколько оправдана эмансипация женщин, на правильном ли мы пути? Может быть, пора вернуться к традиционному отношению полов? Не пора ли мужчине занять свое подобающее место в иерархии отношений и быть вновь главой семьи, а женщине все-таки играть в ней свою второстепенную роль?

Эти вопросы мы обсуждаем с руководителем отдела лекционно-просветительской деятельности центра защиты материнства «Покров», отцом восьмерых детей и просто интересным человеком А.А. Генерозовым.

– Андрей Алексеевич, в человеческом обществе на протяжении тысячелетий, наверное, были веские основания выстраивать именно такую иерархию в отношениях мужчины и женщины, где первенство принадлежит мужчине. И дело тут не только в разнице физиологических параметров и психических характеристик. Как Вы считаете?

Иерархия – в Божественном замысле

– Когда задают вопросы, касающиеся отношений мужчины и женщины, семейной жизни, то надо, как говорится, до этих вопросов еще созреть, быть к ним подготовленным. Для этого придётся нарисовать целую метафизическую картину.

Отношения женщин и мужчин принято называть половыми. Но настоящая проблема пола неизмеримо глубже физиологических и психологических различий. Ведь подлинная располовиненность, то есть полярность мироздания в богословском контексте лежит в отношениях Бога-Творца и твари, которая по природе есть ничто, но призвана свободно «дотянуться» в своём бытии до божественной гармонии и полноты. Отцовство и материнство привязаны к категории рождения, это как будто всем понятно, но при этом забывается, что каждое из них проводит совершенно разную логику порождения. И олицетворяют они разные горизонты бытия. Земное отцовство имеет своим образцом Отца Небесного, Который рождает единственного Божественного Сына духовно, вечно, совершенно без матери, без материи и без принуждения! Материнство же, напротив, имеет своим прообразом именно материю, в которой действуют «безличные» законы и осуществляется воспроизводство во времени тех или иных форм: от элементарных частиц и до человека. При этом материя не самодостаточна – она принципиально зависит от организующего начала – Творца. Без притока творческих энергий в материи обнаруживаются тенденции к саморазрушению. На языке богословия это называется смерть, а на языке философии – направленность к ничто.

Отцовство в антропологическом аспекте символизирует единство рода человеческого, его происхождение «от начала» и от личности – от единого отца и мужчины Адама, а в лице Адама даже от самого Бога! В общих чертах это признают основные монотеистические религии – христианство, иудаизм, ислам. Поэтому во многих языках мужчина и человек обозначаются одним термином.

Материнство – от безличности и дробности, разворачивается к созиданию целого, благодаря Творцу и уже человеческому отцовству.  От физико-биологических форм материнство наследует привязанность к материи и физиологическим алгоритмам, в том числе - воспроизведение «по роду», так как эта закономерность характерна и для растительно-животного мира. Но в библейской картине происхождения человека материнство как безличный механизм дублирования, в широком смысле – размножения, впервые олицетворяется: как отцовство в лице мужчины, так материнство в лице женщины приобретает свойства личности и оформляется в образ второго, порождающего человека. По всем признакам оно приобретает статус подчинённости.

– Мужчина и женщина даже были сотворены по-разному.

– Согласно библейскому повествованию, женщина произошла не как-то отдельно, но именно из первого человека – мужа, Адама, созданного прежде. И ещё: она была сотворена вовсе не для «свободного творчества», а в качестве помощника человеку: «И сказал Господь Бог: не хорошо человеку быть одному: сотворим ему помощника, соответствующего ему» (Быт. 2:18). Кто же такой помощник? Это – деятель второстепенный. Есть деятель основной, и он называется муж. По законам этимологии, по-мощник связан со словами мощь, мочь, могущество. Соответственно, муж – это тот, кто может или маг (MUG/MAG). Могущий (могучий) муж – деятель основной, а помощник – не могучий, но по-могающий, находится в определенном подчинении.

Женщина не только происходит от мужа, но и именуется им же: получает главные свои определения от него – так же, как до этого именовались им животные существа. Да и само имя своё она получает от его имени, запечатлевая в нём его повторение: «будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23). Дело в том, что во многих языках наименование женщины, происходит от «мужского» корня: в еврейском иш (муж) – ишша (женщина, буквально «из-мужа» или «мужняя»), в английском это men и wo-men, а также male и fe-male. Первичная человеческая множественность как структура (отец-мать-ребёнок), то есть семья, в своей этимологии напрямую связана с женщиной: сравните фамилия и female. Однако сама фамилия не как множество, а как признак единства происхождения передаётся по мужскому принципу.

Возвращаясь к вопросу о человеческой иерархии, выделим три уровня: природный, социальный и духовный. И на всех этих уровнях традиционные мужские роли доминируют. Мужчина – зачинатель жизни, авангард трудовой и социальной деятельности, в том числе – военной и государственной, защитник женщины, семьи и родины, главный участник и толкователь священных событий, основатель религиозных культов. Женщина – воспроизводитель жизни, психологический и социальный тыл мужчины, хранитель традиции. Весь секрет в том, чтобы это положение второго, подчинённого человека, помощника, оставалось не только природной данностью, но и сознательным и культурным выбором и духовным! Только тогда человеческая жизнь и жизнь всего мира имеет шанс на преображение и продолжение в вечности.

Парадигма, в которой всегда осуществлялась стратегия человеческого существования, называлась патриархальностью, по-гречески «отценачалием». В монотеистических религиях, почитающих единого Бога, признается, что Он может называться Отцом, матерью – нет. Исключением являются языческие верования. Но и там богини-матери не являются едиными и главными.

Итак, в традиционной картине мира: на небесах – Бог-Отец, на земле – глава государства – монарх, который является «социальным» отцом для своего народа, в церкви – главный епископ патриарх, внутри семьи тоже есть отец – её основатель и глава. И эта роль однозначно принадлежит мужчинам. Почему я на этом заостряю внимание. Потому что если современный мужчина не участвует в реализации этих базовых установок, и общество ему в этом препятствует, то он изменяет своей высокой мужской миссии – начинает страдать, маргинализироваться, быть обузой для окружающих. Он как бы сам себя съедает, идет по ложным путям. Объясняет себе, что не должен быть таким, к чему зовет его высокое призвание и божественный замысел о нем. Например, соглашается с навязанным обществу представлением: кто больше зарабатывает, тот и прав. И этим слагает с себя и социальные обязательства, и семейные, и духовные. Что происходит при этом с женщиной? Женщина начинает играть не свойственную для нее роль. Если по правилам поведения, которые были характерны для женщин на протяжении тысячелетий, она должна быть поддержкой для своего мужа и своих детей, хранительницей домашнего очага, то теперь всё чаще она занимает лидерские позиции по отношению к мужу, а иногда к целому мужскому коллективу по роду своей деятельности. Иногда даже женой и матерью она уже не хочет быть.

Равноправие – это насилие над мужской и женской природой

– Но человек не выбирает, в какое время и в какой социальной среде ему родиться. Современные женщины не стояли у истоков эмансипации, и что такое патриархат, какие правила поведения должны быть у мужчины и у женщины, многим просто неведомо.

– Я ведь говорю не об индивидуальной ответственности, не хочу обвинить каких-то конкретных мужчину или женщину. Естественно, все мы от рождения попадаем в определенные социальные условия. Но кто сегодня формирует их? Есть структуры, которые мы называем мировой закулисой, есть политтехнологи, которые форматируют нашу жизнь далеко не так, как хочется кому-то из нас, да и целому народу. Но, тем не менее, они проводятся и явно направлены против патриархального образа жизни. В этом не виноваты конкретные мужчины и женщины. Это просто условия, с которыми мы вынуждены считаться. Но мы также должны считаться с теми составляющими, которые заложены в нашей человеческой природе и божественным замыслом о нас. Получается противоестественная картина. Когда на роль лидеров выдвинуты женщины, то они не могут эту роль играть так органично и естественно, как это всегда делали мужчины. Но мужчины сегодня поставлены на роль равноправных партнеров женщин, а порой и находятся у них в подчинении и уже сами не претендуют на большее. Христианский же мир всегда ориентировался на правила, которые постулировал апостол Павел – на явное неравноправие полов: «…учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 11-15). Таким образом, некие социальные ограничения для женщин считались даже с духовной точки зрения оправданными. Сейчас, когда эти запреты не выполняются, мы видим насилие и над мужской природой, и над женской.

– В чем это проявляется?

– Например, у мужчины явно выражен логический тип мышления. Это люди, которые осуществляют анализ чего-либо преимущественно холодным умом, отвергая эмоции. У женщин – другие достоинства. У них хорошо развита интуиция. Женщина чувствует такие подводные течения и скрытые веяния, которые мужчина может не заметить и не учесть. Поэтому женщина способна быть прекрасным консультантом и помощником мужчины, как в Библии об этом и сказано. Тогда все стоит на своих местах. Если она начинает играть роль руководителя, то ее стихийность и чувствительность начинают доминировать над рассудительностью, и у нее не хватает ресурсов, чтобы принять правильное, грамотное и взвешенное решение. Мужчина при этом, наоборот, бросается в сферу второстепенную, ему не свойственную. Становится помощником, как говорится, на побегушках у женщины. В результате страдает и семья, и государство, и духовная сторона существования общества.

Средство от мужской агрессии

– Можем взять такой пример. За последние год-два прокатилась волна агрессивных проявлений мужской несдержанности, когда вчерашние добропорядочные отцы, семьянины начинают сбрасывают свой негатив, свои отрицательные эмоции на женщин, детей. Все этому удивляются: что же такое случилось с мужчинами?

– Сразу вспоминаю актера Марата Башарова, который очень агрессивно повел себя по отношению к жене.

– С мужчинами случилось то, что они начинают проявлять свою силу, которая задана им и природой, и Божественным Промыслом в противоестественных формах, не свойственных собственно для мужчины. Ведь он должен организовывать свою силу именно в грамотных социализированных формах. Понимать, что она уместна не для эгоистичного самоутверждения, а ради большой правды и справедливости. Тогда, когда речь идет о защите семьи, Родины, близких, своей культуры, духовных измерений. И то – только в экстремальных ситуациях, когда более мирные способы исчерпаны. А у нынешних мужчин эти ориентиры сбиты, они не чувствуют этих тонкостей.

– Насколько мне известно, и сто лет назад, во всяком случае в деревнях, мужчины поднимали руку на своих жен.

– Да, это было. Но сейчас речь идет уже о масштабных перегибах. Одно дело, когда мужчина время от времени позволяет себе несдержанность и грубость. Но сейчас это приобретает системный характер и проявляется в совершенно жутких формах, которые раньше не были характерны для мужчины. Жен били, но все-таки не убивали. Жестокость, которая сейчас начинает процветать, удивляет: жену надо не просто наказать, унизить, ей надо еще руки отрубить, причем покромсать. Это говорит о том, что фактор жестокости привносится в мужское поведение искусственно и этому есть подтверждение.

Мы все знаем, что наше информационное пространство является контролируемым и управляемым. Мы многократно обращали внимание на то, что надо менять содержание и стиль подачи информации, провоцирующие на безнравственные поступки, на разврат и агрессию. Если кто-то о себе думает, что средства массовой информации его не достают или он правильно их фильтрует, то глубоко заблуждается. На уровне подсознания агрессия хранится, накапливается и в какой-то момент «выстреливает» неожиданным образом для самого человека. Когда наслаивается несколько проблем, одна на другую – выгнали с работы, зарплаты не дали, машину разбил, дети себя неправильно повели, жена попрекнула – вот тут и начинает играть роль подсознательный багаж, который человек получал на протяжении нескольких лет или даже десятилетий. И выясняется, что в этом багаже стереотипы именно агрессивного реагирования в проблемных ситуациях, мужчины начинают вести себя совсем не так, как вели они себя в прошлом.

– Есть ли рецепты от мужской агрессии?

– Я люблю рассуждать о том, каков был когда-то аграрный уклад в России. Люди, живущие на земле, которые занимаются нормальным физическим трудом, естественным образом расходуют свою негативную энергию. Как Господь сказал, «в поте лица будешь есть хлеб». Здесь, конечно, и образность, но и буквальный смысл. Если человек не напрягается физически, если он не потеет, то тогда у него и начинают возникать разного рода проблемы. Когда есть природная включенность, женщина не претендует на мужские роли, а мужчина на женские, он и не такой злой и агрессивный. Потому что получает достаточно дозированного экстрима, занимаясь поддержанием собственного хозяйства. Возделывает землю или ходит в лес, ухаживает за домашними животными или занимается строительством. В результате отношения с собственным адреналином у мужчины отстраиваются в обход домашних конфликтов. Однажды у нашего славного агронома, многократного героя соцтруда, долгожителя Терентия Семёновича Мальцева спросили, какой гимнастикой он занимается, чтобы поддерживать свою форму после 90 лет. Он ответил: «Гимнастика – это для бездельников, а мне хватает работы по хозяйству». Современные городские люди, утратившие патриархальный уклад и не имеющие природной физической реализации, находясь в противоестественной эмансипированной культуре и в окружении агрессивных СМИ, копят себе негативный потенциал, который потом проявляется так, что человек сам удивляется: неужели это я натворил? Тем не менее дело уже сделано…

Государство должно реанимировать в какой-то форме сельскую общинную жизнь, чтобы людям было интересно находиться на земле, чтобы они сами могли и любили добывать хлеб насущный и не были бы зависимы от городских коммуникаций. Но нет же, все наоборот. Село обворовывается, работы нет, культурной жизни нет, пьянство процветает. И всех деревенских жителей искусственным образом подталкивают в сторону города. А что такое современный город? Это искусственная среда, максимально оторванная от природы, которая есть базис нормальных архетипов. Город – это контроль и манипуляция сознанием. Жителю города намного легче объяснить, что белое – это черное, а черное – белое. И люди на все эти одурачивающие технологии, к сожалению, покупаются. Нынешним мужчинам и женщинам даже трудно уяснить такую простую вещь, что есть поведение более характерное для женщин, а есть поведение, характерное для мужчин. В этом они сразу видят некую дискриминацию.

Понятие пола упраздняется?

– Сегодня наше общество устроено так, что мальчики с рождения подпадают под управление женщины: в детском садике они видят воспитательницу, в школе учат женщины, в вузе большинство преподавателей – женщины.

– Это старая проблема. В одном из своих сочинений Крупская писала о том, что детсады были изобретены не для того, чтобы облегчить жизнь семье, а для того, чтобы вытащить ребенка из-под влияния семьи, в том числе от религиозного, а также для того, чтобы облегчить участие женщины в жизни общества. С этого, собственно, и начался развал семьи. Нам это не очень заметно, потому что мы и сами родились в советский период, прошли через систему детских садов и школ, где мама не находится рядом с детьми, она лишена возможности их постоянно опекать и воспитывать, так как работает. Сегодня дети редко видят своих мам, еще реже видят пап. А кого они чаще всего видят? Воспитателей, учителей, преподавателей, которые в основном женщины.

А ведь в дореволюционных учебных заведениях существовала система раздельного обучения мальчиков и девочек. Это было очень правильно, потому что, когда мальчик воспитывается в мужском коллективе, он и воспитывается как мужчина. В смешанных коллективах мужские и женские модели поведения начинают усредняться, то есть это модель поведения и не мужская, и не женская. Ясное дело, такое положение вещей рано или поздно начинает вредить самому обществу и конкретной семье. Это говорит о том, что кто-то заинтересован, чтобы наше подрастающее поколение имело шаблонное воспитание, не личностно акцентированное, а матричное, штампованное. Ведь преподаватели-мужчины – это люди, которые подходят к вопросам педагогики, скажем так, более изящно, харизматично, задействуют нестандартные схемы подачи материала, могут привлекать неожиданные ассоциации, вдохновенно говорить, задавать вопросы, которые заставляют думать, рассуждать. Конечно, это не значит, что таких женщин-преподавателей нет. Просто женщины чаще воспроизводят заранее отработанный план, а более творческий стиль подачи учебного материала демонстрируют именно мужчины. В Советском Союзе не распознали угроз последствий революционно-эмансипированного преподавания, а сейчас он дает о себе знать. Мальчиков и девочек объединили, а воспитывать и образовывать поставили женщин. Однако были времена, когда мальчики в определенном возрасте вообще уходили на мужскую половину. Их общение с женщинами строго регламентировалось.

– Помимо равноправия полов, на нас уже обрушивается еще одно бедствие – явление гендера, некоего социального пола. Наверное, это неизбежная следующая ступень после процесса эмансипации женщин?

– Конечно, во многом это последствие такого смешанного воспитания, когда юноши и девушки начинают вести себя «усреднённым» образом: элементы мужской и женской психологии замысловато сочетаются в поведении и тех, и других. Однако до недавнего времени нормальная физическая ориентация полов сохранялась. Только последние два-три десятилетия стремительное развитие СМИ, как орудий враждебной пропаганды, принесло за собой взрыв и обычного разврата, и новоявленных извращений. Так что «цивилизованный мир» хочет их узаконить – перевести из статуса греха и девиантности в разряд социальной нормы. Такой подход распространен в западных странах, впрочем, и нас это тоже коснулось. Но нужно понимать, что данное явление в первую очередь – в планах закулисных манипуляторов, которые заинтересованы в разрушении семьи и патриархальных традиций. Чтобы их окончательно разрушить, было изобретено понятие гендера – некоего социального пола. В мою голову оно вообще не вмещается. Пол – это просто: либо ты мужчина, либо – женщина. Теперь выясняется, что можно быть одновременно и мужчиной, и женщиной, причём в разных процентных соотношениях. Неудивительно, что варианты гендерной принадлежности стремительно умножаются. На данный момент их 58! При этом сама мистика отношений между мужчиной и женщиной упраздняется. Общество, которое будет завязано на множество гендеров будет обществом абсолютных гуманоидов. Если понятие человечности начинает облекаться в подобные извращённые формы или в формы роботизированные, биотехнологизированные, чем сейчас активно занимается наука, то можно смело сказать, что это сатанинское направление развития общества и современных технологий.

Источник: http://покров72.рф

Куда мы идем?

– Что же делать? Как же привести наше общество в нормальное состояние, чтобы не утратить человеческий облик, пол, семью?

– Хотелось бы, чтобы люди с традиционными представлениями о нравственности, чести, совести, семье смогли бы объединиться и отстаивать системно свои права. Но, к сожалению, все эти попытки со стороны здоровых сил общества быстро локализуются. Людей легко ссорят по любому поводу, их обезоруживают материальные проблемы, они вынуждены заниматься индивидуальным выживанием, и в конечном итоге не остается ресурсов на общую борьбу за нравственные и духовные ценности. К сожалению, сегодня реалии таковы, что деятельно что-то исправить можно лишь в ситуации общенародного бедствия, например, настоящей войны. В одной из своих книг политолог Татьяна Грачева говорит, что у нас тогда что-то может измениться к лучшему, когда звуки рэпа и рока, которые раздаются из каждого окна, сменятся плачем по умершим детям. Когда мы столкнемся с массовыми смертями своих собственных детей, с голодом и разрухой, тогда вспомним пословицу: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». А в вялотекущем режиме рассчитывать на то, что будет проводиться более традиционная политика, не приходится. Мы надеялись на это в течение некоторого времени, но последние лет тридцать стабильно свидетельствуют: традиции не просто не процветают, а деградируют, куда-то улетучиваются. Мы уже не помним, кто такие настоящие мужчины и женщины, какой должна быть семья, зачем надо старших почитать, почему трудиться физически это хорошо, что надо жить живой жизнью, а не таращиться в гаджеты. Виртуальная жизнь скоро вытеснит настоящую.

– Грустную картину Вы нарисовали, Андрей Алексеевич. Но просветительская деятельность, подобная той, которую проводит центр «Покров» все-таки небезрезультатна. Это видно и по отзывам, которые оставляют слушатели лекций.

– Лекционная деятельность, которую мы проводим, может сделать много хорошего, но ее масштабы надо значительно расширять. Просветительская работа среди молодежи крайне важна, хотя бы потому что наши постулаты кто-то все равно для себя уяснит и запомнит, даже если на сегодняшний момент они могут кому-то казаться неактуальными. Рано или поздно наши идеи дадут свои всходы, потому что они проверены временем. Но правильнее было бы, чтобы в этом же направлении работало государство.

Негативные последствия, которые мы имеем вокруг себя, зашкаливают, и они обусловливают поведение людей. Недавно я был свидетелем одной симптоматичной сцены в учебном заведении. Молодой человек опоздал на занятие. На вопрос преподавателя «почему?» он на полном серьезе ответил, что лег спать около четырех часов утра, так как ждал прямую трансляцию очередного рэп-баттла и ему суперважно было посмотреть его в числе первых 40-тысяч. Создается система искусственных маразматических ценностей, в том числе через социальные сети (лайки, репосты, премии за просмотры) и жесткая привязка к интернету как повседневному социальному поводку.

– Куда же мы идем? К какому обществу, к матриархату, к диктатуре гендерной идеологии?

– Классический матриархат был характерен для языческого периода жизни человечества, но по меньшей мере матриархат предполагал широкую включенность человека в природу. Теперь у нас однозначно не патриархат, но и не матриархат. У нас – глобализация. Впрочем, глобализацию вполне можно определить как технократический матриархат. Во-первых, язычество активно реанимируется в форме социальных фетишей, это неоязычество. Во-вторых, потому что все аспекты современной жизни – и биологический, и социальный, и даже вопросы совести – стремительно привязываются к вездесущей технократической матрице, которая, как «Большая Мать Мира», включит нас в свою всепожирающую утробу. Всё идет к тому, чтобы наше общество в масштабах всей планеты было управляемым и контролируемым, это предполагает сворачивание всех государственных суверенитетов, объединение религий, а также – трансформацию самого человека. Этому посвящены и новейшие научные разработки, и очередные нововведения в законодательстве, касающиеся электронизации систем управления государством, всеми ведомствами и… гражданами, то есть собственно людьми. Нас ожидают перспективы биометризации и чипизации населения. Все это прописано, к сожалению, в наших стратегиях, которые принимаются на уровне правительства. Например, международный общественно-политический форсайт-проект Детство-2030 или Россия-2045. В них разработан пошаговый сценарий, который включает в себя, в частности, переход на чипизацию детей для связи с глобальными информационно-управляющими сетями, генную модификацию человека с целью повышения его способностей, а также упразднение традиционной семьи.

Таким образом, наше общество будет ни матриархальным, ни патриархальным, а гуманоидным, то есть будет расчеловеченное общество, где мыслить и чувствовать люди по-человечески уже не смогут. Это будет общество трансгуманизма. Если трансгуманизм предполагает кибернетизацию самого человека, то и демонтаж традиционной семьи неизбежен. Уже сейчас понятно, что теория гендера естественно повлечёт за собой и увеличение «вариантов семьи», они будут ветвиться и множиться. Под семьей будут пониматься такие коллективы и сожительства, которые раньше нельзя было назвать семьей. Однополые браки, которые узаконены в ряде западных стран, – только начало процесса расчеловечевания. Где-то уже и педофилию хотят узаконить, если она «по согласию». «Окно Овертона» этих явлений уже запущено по всему миру, и Россия здесь не исключение.

Что делать? Быть мудрее

– Тем не менее жизнь продолжается, будем исходить из того, что мы имеем на сегодняшний день. Что же делать? Есть немалый процент молодых людей, желающих жить в браке, иметь семью, детей, даже несмотря на то, что наши девушки уже испорчены воспитанием, эмансипацией.

– Да и юноши отравлены феминизацией. Они не понимают, что мужчина определяет будущую жизнь своей невесты и семьи, и что если молодой человек женится на девушке, то он должен взять ее под свое покровительство. Если он этого не понимает, то, по большому счету, он и не мужчина. Если он думает, что они поженятся и будут жить на ее жилплощади, она или родители будет его содержать, а он потихонечку будет помогать, значит, этот молодой человек уже сдал свои мужские позиции. А часто так и бывает, пусть не в такой грубой форме. Теперь этому способствуют наши социально-экономические условия и либеральная мораль. Но традиционным и правильным является положение, когда формированием будущего семейного очага занимаются сами молодожены, и в первую очередь именно мужчина – как глава семьи.

– Мы опять подходим к проблеме необходимости просвещения молодежи в вопросах семейной жизни.

– Судьба каждой семьи – горнило испытаний. Так было и раньше, но теперь, находясь в агрессивных, откровенно антисемейных окружающих условиях и вступая на тропу таинственных супружеских отношений, без представления о традиционном воспитании и прежнем жизненном укладе, молодожёны сталкиваются с такими сложностями, к которым заведомо не готовы. Они не умеют распределять полномочия, признавать авторитет другого и субординацию в разных вопросах, не умеют мириться, признавать свои недостатки, терпеть чужие, просить друг у друга прощения. Не владея искусством прерывания жарких споров, могут прийти не только к разводу, но и к более печальным последствиям.

Здесь большую роль играют воцерковление и молитва. Если люди ведут духовную жизнь и просят Бога помочь им на путях любви друг ко другу, рождения и воспитания детей, тогда помощь приходит. Другое дело, это не всегда бывает заметно, кажется, что это какие-то случайные события.

Но бывает и по-другому. Допустим, возникли трудности и в социальном, и в психологическом плане. При этом уныние особенно захлестывает женщину как более эмоциональную натуру. Но если женщина претендует на лидерство в семье, то это значит, что уныние захлестывает всю семью – она транслирует свое состояние на всех. Мужской характер лучше справится с подобной ситуацией. Вот, кстати, наблюдение. Мужчина легче отделяет внешние отношения, свою профессиональную деятельность от повседневной семейной жизни, сохраняет более-менее ровное поведение даже при наличии больших денег и высокого социального статуса. Женщине же в аналогичных условиях тяжело вести себя ровно, скромно, недеспотично в отношении членов своей семьи. С ней происходит «инфляция личности», как говорят психологи, на почве отождествления себя со своим социальным статусом. Потому что женский характер «не заточен» под идею власти. Он «заточен» под идею помощи, заботы, отстраивания тылов. Руководителем женщине, откровенно говоря, быть вредно.

– Многие женщины, особенно находящиеся на государственных постах, с Вами не согласятся.

– Поймите, в чем дело: исключения были, есть и будут. Есть женщины, которые ведут себя достойнее, чем мужчины – и во власти, и в семье. Речь – о глубинных предпосылках, а следовательно, и об общественных приоритетах, о тех моделях, на которые должно делать ставку в государственном, культурном и общенациональном масштабе. Если мы будем ориентировать женщин на руководство, то это однозначно неправильная ставка.

Сегодня широко распространен вариант, когда женщина, даже крестьянского происхождения, легко адаптируется в урбанистическом обществе, где тяжёлый мужской труд не в престиже, а в престиже предпринимательство. Она быстро адаптируется под торговлю или производство какой-нибудь востребованной белиберды. И, зарабатывая значительно больше мужа, умного, квалифицированного, но невостребованного специалиста, начинает злоупотреблять своим положением, считать, что может самостоятельно принимать важные семейные решения. А мужчина по умолчанию пристраивается «под каблук». Так не должно быть. Христианский мир, повторюсь, всегда ориентировался на правила, которые постулировал апостол Павел. Эти правила до сих пор не упразднились.

Вспомните Гошу, главного героя фильма «Москва слезам не верит». Он очаровал зрителя не только оригинальностью манер и интеллектом, но и «мужской харизмой», то есть традиционным образом поведения. На эмоциональный женский ультиматум он спокойно, но твёрдо ответил: «Если ты еще раз заговоришь со мной в таком тоне, я сюда больше никогда не приду, на том простом основании, что я – мужчина, и все всегда буду решать сам». В этих словах не было противоестественного пафоса, потому что такова правда, которая живёт у нас «в спинном мозге». Представьте, если женщина так же скажет: «Я женщина, и все всегда буду решать сама», это будет звучать смешно и нелепо. Потому что женщина по определению помощница и ничего «сама» решать не должна. Так вот этот интеллектуальный и психологически доминирующий слесарь Гоша получил шок и просто сбежал от любимой женщины, когда узнал, что она директор завода, посчитав, что в условиях несоответствия семейного положения и внешне социального статуса, взаимопонимания с этой женщиной у него не будет. И только те её действия, которые подтвердили осознание ею своей женской роли, привели к воссоединению этих любящих друг друга людей.

Кроме всего прочего, надо понимать, что и дети, воспитанные в семьях, где мамы главенствуют, получают ложные ориентиры. Дочери, видя пример матери, будут считать, что это некая широко распространенная норма. Будут искать себе и мужа по такому же принципу: отец слушался мать, значит, и меня должен слушаться. А на самом-то деле, надо как-то мудрее относиться к этому вопросу. Если мужчина не согласен слушать женщину, то это не значит, что он ее не любит. Может быть, как раз наоборот – любит, и именно это побуждает его к тому, чтобы руководить ею, заботься о ней и брать за нее ответственность на себя.

– И все-таки, что значит быть главой семьи?

– Это значит определять основные смыслы существования данной конкретной семьи, жизненные устремления, позиции и проводить их в жизнь. Не только теоретически формулировать эти смыслы и грамотно разъяснять членам семьи в меру понимания каждого, но иметь волю и способности для их осуществления. Ведь бывает, мужчина правильно формулирует стратегические замыслы, но практическим их осуществлением занимается не он, а супруга. Причем тихонько, по-партизански, присваивая себе право решающего голоса. А ведь это, вне зависимости от результата конкретного решения, ослабляет общее влияние мужа и отца на семью, понижает его авторитет.

Таким образом, глава семьи – это однозначно мужчина, который не просто определяет смыслы существования своей семьи, но еще и может их провести в жизнь и проконтролировать. Отцовское начало в семье – это проявленная воля в действии, и главное – личная ответственность за эти действия.

Источник: http://покров72.рф

Беседовала Татьяна Николаева

19.04.2018



Комментарии:
Ваше имя:

Материалы Третьего Форума «Святость материнства»

Материалы Второго Форума «Святость материнства»

Аналитика