разработка сайта Луцк

О дне памяти Вифлеемских младенцев

11 января почитается память 14 тысяч Вифлеемских младенцев – первых мучеников за Христа. Много столетий человечество потрясает своею жестокостью злодеяние царя Ирода. С течением времени день памяти святых младенцев из святочного стал днем покаяния матерей, совершивших страшный грех против своих детей. В настоящее время Церковь связывает почитание первых маленьких мучеников с борьбой против абортов, ведь зло Ирода стало более циничным: младенцы погибают в утробах матерей с их согласия, повторяя Иродов грех по той же причине, – опасаясь лишиться удовольствий. Копия древней Вифлеемской иконы была написана специально для всероссийской программы «Святость материнства», направленной на профилактику абортов и спасение нерожденных детей. Об этом мы беседуем с практикующим врачом неонатологом-реаниматологом акушерского отделения Боровичской центральной районной больницы (ЦРБ), руководителем епархиального Отдела по взаимодействию с медицинскими организациями иереем Сергием Друговым, председателем Боровичского отделения Общества православных врачей России им. Свт. Луки, клириком собора Сошествия Святого Духа на апостолов, победителем фестиваля «За жизнь-2016» в номинации «Просвещение».

- Отец Сергий, поздравляю Вас с Новым 2017 годом, Рождеством и днем памяти Вифлеемских младенцев! Расскажите, пожалуйста, о лепте вашей епархии в дело сохранения жизни нерожденных детей.

- 15 ноября прошлого года я принял участие в «IV Владимирских образовательных чтениях 1917-2017: уроки столетия для Мичуринской епархии (Тамбовской митрополии)». В Мичуринском государственном аграрном университете состоялся семинар «Социальное служение Церкви», где я как раз и рассказывал об опыте Боровичской епархии в комплексном подходе в деле защиты жизни неродившихся детей, при котором особый акцент мы делаем на работе с будущими медиками. Именно от их жизненной позиции будет зависеть то, родит ли беременная женщина ребенка или убьет его. Три раза в год студенты Боровичского медицинского колледжа имени А.А. Кокорина участвуют в проведении акций против абортов: 11 января – в день Вифлеемских младенцев, 1 июня – в День защиты детей – и осенью в Михайловские дни.

14 тысяч Вифлеемских младенцев и миллионы абортированных

- Расскажите, пожалуйста, о традиции почитания Вифлеемских младенцев. Уверена, что далеко не все знают об этом.

- Известно, что коварный правитель Ирод, боясь потерять власть, повелел уничтожить в Вифлееме всех младенцев в возрасте до двух лет. Он думал, что среди них обязательно окажется и Младенец Иисус. Души Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода, были взяты в Царство Небесное чистыми, не испорченными грехом. Мученическая кончина сделала их святыми. Мощи их были обретены в Вифлееме в 313 году святой Еленой – матерью Константина Великого. Священномученики Ириней Лионский и Киприан Карфагенский писали, что поклоняться мощам святых младенцев и почитать их начали во второй половине II – начале III веков в Константинополе, Антиохии и Александрии – в трех великих центрах восточного христианства. О Вифлеемских младенцах писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и многие другие. В дар Римским епископам были переданы мощи одного из младенцев, которые позднее папа римский Стефан II подарил французскому королю Пипину Короткому. В 770 году Карл Великий поместил их в монастыре, расположенном на юго-западе Франции в области Перигор, в Брантоме, где этот младенец был назван святым Сикарием. Его имя переводится как «павший от ножа». Когда уничтожались христианские святыни, мощи святого Сикария были спрятаны в одну из древнейших пещер на территории монастыря, а в монастырскую церковь были возвращены после окончания наполеоновских войн. Святыня находятся здесь и сейчас. Считается, что молитвы к святому Сикарию помогают в исцелении детей. Вифлеемские младенцы были убиты по приказу Ирода, а миллионы наших детей обрекают на смерть женщины, не захотевшие стать для них мамами. В проповеди, посвященной памяти Вифлеемских младенцев, протоиерей Дмитрий Смирнов сказал: «Каждый из нас должен препятствовать злу на своем месте». Аборт – это зло, которому мы все должны препятствовать по мере своих сил. В Священном Писании говорится: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Прит. 24:11). За что страдают убиенные младенцы? Только в России ежегодно погибает в результате абортов более двух миллионов детей. Это население современной Казани.

- В вашем храме есть икона Вифлеемских младенцев?

– Да, есть. В мае 2011 года в Вознесенском храме уральского города Невьянск замироточила икона Четырнадцати тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных. Перед этой иконой совершаются покаянные молебны о прощении и прекращении греха аборта. В 2013 году начался крестный ход по России с этой иконой. Цель крестных ходов – борьба с абортами и упрочение семейных ценностей. Крестные ходы с иконой Вифлеемских младенцев, которая стала иконой-путешественницей, уже несколько лет проводятся в масштабах страны. 22 июля 2012 года под Невьянском, который ранее был известен как центр традиционной невьянской школы иконописи, были обнаружены останки 248 абортированных младенцев. Они стали символом массового легального детоубийства и надругательства над телами нерожденных детей. По словам сотрудников Медицинской академии, они «произвели неправильную утилизацию». Дальнейшая судьба абортированных младенцев неизвестна. Это лишь малая часть массового злодеяния, случайно открытая. Тогда и начали служить молебны. Потом по благословению Екатеринбургского митрополита икону Вифлеемских младенцев, которая стала своего рода литургическим символом движения в защиту жизни нерожденных детей и его знаменем, провезли по всей Свердловской области.

– Протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства благословил провезти икону святых Вифлеемских младенцев по всей России.

– 3 июня 2013 года православные байкеры из Красноярска – участники акции-мотопробега «Отцы России за многодетную семью» – привезли икону в Томск. В 2014 году икона побывала в Шахтинске, в 2015 году – в Галиче. Перед иконой читается молитва святым мученикам. Песнопения на день убиения младенцев принадлежат преподобному Андрею Критскому († 712). Во время молебнов, молитвенных стояний, акций с названием «Свеча памяти, свеча надежды» в разных городах и весях происходит массовое возжжение свечей. Свеча – это видимый символ молитвы о спасении нерожденных младенцев от гибели в результате аборта, о даровании утешения отцам и матерям, которые не дали жизнь своим детям. Акции «Православные – против абортов» проходят в Санкт-Петербурге, где вертолет с иконой святым Вифлеемским мученикам облетает весь город.

– Дай Бог, чтобы акции и молебны принесли хорошие результаты.

– Покаяние за аборт не должно быть пустым звуком. Необходимо стать деятельным человеком, ведь «вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26). Долг каждого православного человека свидетельствовать о грехе аборта, отговаривать будущих мам от совершения убийства, поддерживать их в трудной ситуации. Можно еще спасти тех, кто жив.

– Почему тема борьбы с абортами оказалась близка вам?

- Я выпускник Тверской государственной медицинской академии, где нам всегда говорили о том, что пока ребенок не родился, – это плод. Современная медицина рассматривает ребенка до рождения как плод, словно это яблоко или плод каких-то других культур. Никогда не говорилось о том, что зародившаяся внутри матери жизнь – это и есть ребенок, который чувствует боль, слышит, у которого бьется сердце. Современная медицина не рассматривает зародившуюся жизнь как жизнь ребенка. Меняются методы и стиль преподавания, но до сих пор система образования в медицинских учебных заведениях практически неизменна, к сожалению.

Святитель Лука Крымский против абортов

- Когда было создано Боровичское отделение Общества православных врачей России им. святителя Луки, архиепископа Симферопольского?

- 6 марта 2013 года в помещении Воскресной школы Боровичского Свято-Духова монастыря Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский открыл наше Общество, основной целью которого является помощь больным и обездоленным людям. Под эгидой Общества православных врачей Боровичской епархии 9 марта в каждое лечебное учреждение епархии были принесены мощи святителя Луки Крымского – небесного покровителя Общества.

Заседания Общества мы проводим несколько раз в году. Первое заседание было посвящено теме абортов и презентации под названием «Тихая война». Тогда я был диаконом Успенского кафедрального собора г. Боровичи и привел шокирующие цифры о количестве абортов в нашем городе. Эти данные были получены на основе ретроспективного анализа историй болезней пациенток гинекологического отделения больницы. С тех пор мы и проводим акции в защиту жизни с целью привлечения внимания общественности и СМИ к проблеме абортов на территории Боровичской епархии. Меня выбрали председателем Общества, а его секретарем стал клирик собора Сошествия Святого Духа на апостолов священник Иоанн Творогов, врач-рентгенолог ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ».

В Общество входят врачи разных специальностей, медицинские сестры и просто небезразличные люди. Преосвященнейший Владыка благословил и создание Общества православных сестер милосердия, которые после прохождения курса обучения помогают больным на дому и в стационарах больниц. В кабинетах предабортного консультирования при женских консультациях нами ведется работа с акушерами-гинекологами и с беременными женщинами. В Свято-Духовом монастыре проходит покаянный молебен о грехе аборта.

- Весной 2017 года исполнится 140 лет со дня рождения крупнейшего деятеля Церкви и медицины святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского – небесного покровителя Общества православных врачей, одного из самых почитаемых канонизированных святых ХХ века.

- Все до одного медика в России просто обязаны знать труды этого гениального хирурга, лауреата Сталинской премии, отсидевшего много лет в сталинских лагерях, выдающегося ученого, профессора медицины, духовного писателя, богослова, автора 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей, философа, художника, исповедника и архипастыря.

- Лауреат премии «Вера и верность» Елизавета Глинка, трагически погибшая 25 декабря прошлого года в авиакатастрофе, сказала о святителе Луке: «У меня есть все книги, которые о нем написаны, много его икон. В нашем киевском хосписе находится большая икона святого, освященная в Симферополе у его мощей. Я пишу о нем много, даю куски из его проповедей ко всем церковным праздникам… считаю, что еще в медицинских институтах и училищах нужно насильно заставлять читать врачей и сестер некоторые фрагменты из его трудов».

- Я полностью согласен с доктором Лизой и считаю правильным решение министра обороны назвать ее именем медицинское учреждение. В память о ней в этом году можно было бы провести в нескольких медицинских вузах и училищах страны небольшие конференции и фотовыставки о двух русских святых, которых особо почитала доктор Лиза, – о святой преподобномученице Елизавете Федоровне (ее небесной покровительнице) и великом святом враче-архипастыре. Это можно сделать в рамках празднования 140-летия со дня рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого), именем которого в России названы многие храмы, часовни, сестричества и Общества православных врачей России, Крыма, Санкт-Петербурга, Камчатки и т.д. Молодежь должна знать о них! Духовно-просветительская миссия и патриотическая направленность проекта заключается в том, что на примере отношения святителя Луки к медицине и к каждому конкретному больному нужно воспитывать молодых медиков, учить их медицинской этике, взаимоотношениям пациента и врача, отношению к жизни нерожденного младенца, данной Богом.

Необходимо наладить еще более тесное сотрудничество общественных фондов, движений и таких программ, как «Святость материнства» и с Минздравом России, и с Обществом православных врачей России во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого), и с РПЦ. Например, можно было бы распространить опыт Приморской митрополии, где учреждена Митрополичья премия для поддержки врачей, занимающихся доабортным консультированием. Этот опыт помогает воцерковиться многим врачам, которые видят не столько осуждение греха аборта, сколько реальную конкретную помощь Церкви.

Михайловские дни

- На территории России уже четыре раза проходили Михайловские дни, в которых участвует и ваша епархия.

- 23 ноября 2016 года по благословению Преосвященнейшего Ефрема епископа Боровичского и Пестовского в Свято-Духовом монастыре мы отслужили покаянный молебен о прощении греха детоубийства. Михайловские дни – это попытка поставить во главу угла непопулярный, неудобный и страшный вопрос об искусственных абортах. Наша страна стоит на пороге демографической катастрофы. Сейчас мы или развернемся и изменим свое отношение к традиционной русской семье – здоровой и многодетной, – или тихо и верно вместе со своими природными ресурсами будем завоеваны другими нациями.

- Почему Михайловские дни проводятся именно в ноябре?

- Это не случайно. 18 ноября 1920 года было принято Постановление Наркомздрава и Наркомюста РСФСР «Об охране здоровья женщины», впервые в истории России законодательно разрешившее «бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц». С 1936 года искусственные аборты в СССР были запрещены и преследовались. В 1938 году Сталин запретил прерывание беременности по желанию женщины. А 23 ноября 1955 года был принят Указ Президиума Верховного совета СССР «Об отмене запрещения абортов». 21 ноября празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.

- Вы победили в фестивале «За жизнь-2016» в номинации «Просвещение». Кого вы просвещаете?

- Всех, включая беременных женщин. 8-9 декабря прошлого года стендовая православная выставка против абортов была открыта в Боровичской женской консультативной поликлинике и в Окуловской ЦРБ. Открытие выставки состоялось благодаря помощи Николая Владимировича Моисеева, президента Благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства имени Святителя Николая Чудотворца. В этот же день прошла презентация православных социальных видеороликов против абортов, которые ежедневно транслируются на мониторах в женских консультациях.

Психолог женской консультативной поликлиники города Боровичи Светлана Михайловна Васюкова выступила с докладом «Постабортный синдром», а благочинный Окуловского округа иерей Владимир Евтягин говорил о святости семьи, материнства и детства. Заведующая женской консультацией Галина Станиславовна Хабулиани и заместитель главного врача по лечебной работе Окуловской ЦРБ Марина Владимировна Барышева поблагодарили Боровичскую епархию за соработничество в деле защиты жизни нерожденных детей и выразили надежду, на то, что открытие выставки поможет снизить количество абортов.

Медикам и посетителям женской консультации я напомнил, что в январе 2015 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Государственной Думе, предложил законодателям вывести аборты из системы ОМС. Также я рассказал о православном взгляде на начало человеческой жизни, об учении Святой Церкви. Согласно ему человеческая жизнь начинается с момента зачатия, и прерывание этой жизни есть убийство. В клятве Гиппократа говорится: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Эту клятву дают все выпускники высших медицинских учебных заведений, и каждый из нас всеми силами должен стараться отговорить женщин от совершения греха аборта.

- Почему вы делаете акцент на работе со студентами-медиками? Почему убеждены в том, что важно говорить с ними о спасении жизней детей?

- Потому что после прослушанных лекций будущие медики приобретают духовный опыт, пусть и небольшой. Знания позволяют им вести диалог с людьми, которые спрашивают: «А почему вы так считаете?». Студенты рассказывают им и о постабортном синдроме, о вреде аборта для здоровья женщины. Студенты могут оперировать профессиональными медицинскими знаниями в любой аудитории. Они не просто могут сказать о том, что аборт – это грех, что это убийство ребенка, но и грамотно аргументировать, почему женщине не нужно делать аборт. Медики должны говорить об этом везде – на улице, своим друзьям, коллегам. Это очень и очень важно.

В Боровичской епархии мы посчитали своим долгом рассказывать студентам-медикам правду о том, с какого момента начитается жизнь человека, чтобы в дальнейшем они использовали это в своей непосредственной работе с женщинами. Мы учим будущих медиков, что убивать новую жизнь нельзя, что люди не должны стать коллективными Иродами. Необходимо донести до будущих врачей, фельдшеров, медицинских сестер тот факт, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Хотя это уже доказано наукой, продолжает оставаться актуальным вопрос, с какого же момента человек становится человеком, есть ли у неродившегося младенца душа, и когда она появляется. Студенты должны знать, что человеческая жизнь начинается с того момента, когда мать и отец по воле Божьей зачали этого ребенка, а не с момента первого вдоха или первого крика ребенка. Ведь тайна сия великая. Многие люди не могут иметь детей, многие люди просят об этом.

Будущим студентам мы показываем фильмы о том, что человеческая жизнь начинается с момента ее зачатия. Готовясь к презентации фильма «Афон за жизнь. Завет старца Паисия», мы убедились в том, что его необходимо показывать в присутствии священника. Предварительно показав этот фильм руководству медицинского колледжа, позже мы собрали достаточно большую аудиторию – весь медицинский колледж. Мы обсуждали с ребятами те моменты, которые им были непонятны. Было очень много вопросов после презентации, много дискуссий об этом фильме. Освещая наши мероприятия, о нас пишет местная пресса, но официальная медицина пока молчит. Завтра студенты покинут училище и будут работать медсестрами, фельдшерами. Важно, чтобы будущее поколение медиков четко понимало и осознавало тот факт, что аборт – это грех, это прерывание уже начавшейся жизни.

- Расскажите предысторию вашей деятельности.

- В 1992 году в медицинском колледже настоятель Успенского кафедрального собора города Боровичи протоиерей Иоанн Мороко проводил занятия по духовному воспитанию. После его лекций и бесед многие люди приходили и говорили, что хотели сделать аборт, но изменили свое решение. Вот и сейчас мы не только приходим с лекциями к студентам, чтобы они просто прослушали лекцию и разошлись, мы привлекаем студентов к нашей деятельности, чтобы они сами делали выводы. Студенты помогают нам в сборе подписей за запрет абортов, в раздаче листовок, буклетов. О защите жизни и традиционных семейных ценностях, о необходимости свидетельства о грехе детоубийства говорится уже в заповедях Ветхого и Нового Заветов. Нужно прислушиваться к Священному Писанию, к мнению Православной Церкви о грехе убийства детей во чреве матери. Необходимо понять, почему же Церковь так категорична и в этом вопросе, и в отношении к контрацепции. Пророк Иеремия говорит нам: «Я образовал тебя во чреве, и прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя». Это является доказательством того, что человеческая жизнь начинается с момента ее зачатия. Псалмопевец Давид приводит такие строки: «Ты устроил внутренности мои и создал меня во чреве матери моей, не сокрыты от тебя были кости мои, когда я созиданием был… в глубине утробы зародыш мой видели очи твои». Это говорит о том, что человеческая жизнь начинается не с момента рождения, а с момента ее зачатия.

В социальной концепции Русской Православной Церкви говорится о том, что с древнейших времен церковь рассматривает прерывание беременности, аборт как тяжкий грех – грех убийства, потому что жизнь человеческая начинается с момента ее зачатия, когда человек уже имеет душу. Господь приставляет к этому человеку ангела-хранителя, который неизменно следует с этим человеком всю его жизнь.

Но проблема в том, что в России плод считается человеком с момента рождения, да и то при условии, что ребенок подает признаки жизни. И в средних, и в высших медицинских учебных заведениях будущих медиков учат рассматривать зародившуюся жизнь как плод, а не как ребенка. Для нас очень и очень важно сломать эту непробиваемую стену нынешнего образования. Сейчас медицинские технологии и медицина в целом идут вперед, но, к сожалению, учебники не пишут о начале жизни человека, и в головах многих людей остались стереотипы, которые насаждаются преподавателям и врачам.

Стоящих на перепутье женщин мучают вопросы, сохранить ли новую, только зарождающуюся жизнь, или сделать аборт, почему в современном обществе аборт воспринимается как нечто обыденное, действительно ли эмбрион всего лишь часть организма будущей матери, которая имеет право распоряжаться им, как захочет? Вот мы и решили проводить для студентов медицинского учебного заведения нашего города занятия о зарождении жизни человека, об эмбрионе, об аборте как убийстве нерожденного ребенка. Будущие медики не должны рассматривать ребенка как плод, над которым нужно проводить какие-то эксперименты, которых можно убивать, делая аборты. Важно, чтобы сердца медиков не охладели, а наоборот горели желанием сохранять будущие жизни.

Беседовала Ирина Ахундова
Фото из архива иерея Сергия Другова
и с сайта Боровичской епархии

11.01.2017



Комментарии:
Ваше имя:

Материалы Третьего Форума «Святость материнства»

Материалы Второго Форума «Святость материнства»

Аналитика