разработка сайта в Красном Луче

Елена Язева: Желаю всем женщинам никому не отдавать свое счастье быть мамой

Приходит день, когда ты честно говоришь себе: «ТЕПЕРЬ ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО АБОРТ – ЭТО УБИЙСТВО НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА». Но как дальше жить с этим знанием? Это то же самое, как если бы ты видел, что каждый день на твоих глазах убивают детей, а ты ничего не делаешь, чтобы это предотвратить и проходишь мимо. Председатель правления ИООО «Общественный комитет защиты детства, семьи и нравственности "КОЛЫБЕЛЬ"» (г. Иваново) Елена Викторовна Язева пройти мимо не смогла. Ее рассказ о том, как чрезвычайный КОМИТЕТ «общественного спасения» семьи, детей и души превратил «пожарников» и «партизан» в «КОЛЫБЕЛЬ» (kolybel-ivanovo.blogspot.com), где различную помощь нашли уже не менее четырех тысяч человек. За эти годы более тысячи женщин, обратившихся в "Колыбель", отказались от аборта, а 400 женщин и детей получили помощь в Приюте.

От «Святости материнства» к ответственному отцовству

- Елена Викторовна, Вы являетесь постоянным участником программы «Святость материнства». Как Вы о ней узнали?

- Занимаясь созданием и развитием Центра защиты материнства «Колыбель», я искала союзников и информацию о том, что делается в других регионах, какие инициативы существуют. Так нашла информацию о Фонде Андрея Первозванного, принимала участие во всех форумах «Святость материнства», выступала с докладами, участвовала в круглых столах, лично познакомилась с замечательными людьми – Натальей Викторовной Якуниной, Владимиром Анатольевичем Мищенко и другими, которые делают этот праздник для многих людей. Познакомилась и с людьми, которые занимаются реализацией этой и других подобных программ в своих регионах.

- А тема ответственного отцовства Вам близка?

- Эта тема не просто близка, она для меня очень больная. Каждый день, беседуя с женщинами, которых бросили их мужья, отцы еще не рожденного ребенка, я в какой-то момент стала ловить себя на мужененавистничестве. Тысячи женщин, которым мы за эти годы помогли в «Колыбели», практически все имели этот печальный опыт – предательство отцами своих детей. До сих пор этого не понимаю, как они живут, зная, что где то растет сынок или дочка? Очень типичная ситуация – парень с девушкой сожительствуют. Но как только она забеременела, он с ней расстается. Беременная она ему не нужна. Многие ставят условием продолжения отношений – аборт. Меня брала некоторая оторопь, когда при беседе с женщиной я спрашивала ее оботце ребенка, а она улыбалась, говоря о том, что он ее выгнал. Это и защитная реакция, и страшная по своей сути обыденность.

- Как же решать эту проблему?

- Здесь уже сложился некий порочный круг. 27% детей у нас в Иваново (думаю, что это характерно и для всей страны) изначально рождаются в неполных семьях. Мальчики растут в семьях, не зная отцов и не понимая место и роль отца в семье. Вырастая, они воспроизводят новый цикл, не желая, не умея отвечать за свои поступки и за своего ребенка. Выход один – поддержка, пропаганда опыта счастливых многодетных достойных семей, чтобы был очевиден демонстрационный эффект, чтобы их пример был притягателен для других, у кого нет такого позитивного семейного опыта.

«Лучше зажечь одну свечу, чем сто раз проклясть темноту»

- Елена Викторовна, как создавалась «Колыбель»?

- Возвращаясь в далекий 2002 год, могу сказать, что ни каких-либо стройных концепций, ни «стратегического планирования», ни прочих атрибутов нынешних технологий в начале пути у нас не было и в помине. Это был тяжелый вековой перевал. Время тревог, неопределенностей и надежд.7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, в храме в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» г. Иваново собралось 27 человек, 8 из которых были священниками. Мотивы и представления людей были разными, но всех объединяло сознание невозможности просто наблюдать за происходящим, быть статистами в этой жизни. Разрушение семьи, нравственное одичание, духовное оскудение и как следствие – аборты, миллионы убитых нерожденных младенцев при попустительстве властей и страшном равнодушии народа.

- Но и сейчас положение с абортами просто катастрофическое. Надо что-то делать! А что именно? Как Вы ответите на этот вопрос?

- Тогда четкой программы, концепции, плана действий ни у кого не было. Зато было очень горячее желание изменить порочный порядок вещей, остановить безумие этого мира хотя бы в одной точке, спасти хотя бы одну человеческую жизнь. Не случайно в наших первых бюллетенях, а потом и на сайте мы процитировали английскую пословицу «Лучше зажечь одну свечу, чем сто раз проклясть темноту». В «Колыбель» приходят люди (и остаются с нами), которые не хотят хныкать или стенать: «Как все плохо, скоро конец всему» и т.д. Сохранение жизни хотя бы одного ребенка – это уже достойная награда за все наши усилия, это уже наш вклад в изменение мира к лучшему. Мы решили тогда создать общественную организацию «Общественный комитет защиты детства, семьи и нравственности». В самом названии отразилась тревога и энергия инициаторов. Это как ЧК – чрезвычайный комитет «общественного спасения», спасения самого важного в этом мире – семьи, детей и души.

- Что вас заставило создать Центр защиты материнства (ЦЗМ)?

- Первоначальным импульсом было, конечно, желание остановить женщину, уберечь ее от рокового шага и сохранить ребенка. Но как этого достичь? Мы распространили десятки тысяч листовок по городу и области. Но хотя очень важно донести информацию, этого мало. Не менее важно лично побеседовать с женщиной, найти нужные слова и аргументы. Но и этого мало. Женщина, которая принимает решение сделать аборт, очень часто обременена огромной горой проблем. Я перечислю самые типичные и банальные – сократили или уволили с работы, задолженности по кредитам и коммуналке, предательство отца ребенка, неприятие со стороны родителей, отсутствие жилья и т.д. Чтобы вести результативный диалог с женщиной, надо на каждый ее аргумент в пользу аборта иметь собственный ответ в защиту рождения ребенка. Так рождалась структура ЦЗМ: у тебя не хватает средств – мы тебе будем давать продуктовый набор, нечего надеть на себя и ребенка – есть вещевой фонд, у тебя депрессия – проконсультируйся у психолога, проблемы с работой – обратись к нашему юристу и т.д. Сложнее всего было ответить на вопрос об отсутствии жилья. Что ответить женщине, когда она говорит: «Ну, хорошо, допустим, я его рожу. А куда я с ним пойду?» Трудно решалась эта проблема, но все же мы создали приют, помощь в котором уже нашли более четырехсот женщин и детей. Сначала он был очень скромный, теперь стал благоустроенным. Так постепенно сформировалась целостная структура сопровождения кризисной беременности: от выявления до полной социальной адаптации.

- Менялось ли Ваше отношение к абортам на протяжении жизни?

- Отношение к абортам в течение жизни претерпело серьезное изменение. Во время «первой молодости» я думала, как и большинство женщин, что аборты – вещь неприятная, гадкая, но, к сожалению, для многих неизбежная. Прозрение наступило неожиданно. Я отчетливо помню этот момент. 1989 год. Я – дома, печатаю на пишущей машинке диссертацию. Для фона включила радио, по которому передавали новости. И вот сообщают с характерным в советские времена пафосным осуждением, что активисты польской «Солидарности» устроили пикеты у абортариев, где встречали врачей с плакатами «Врачи-убийцы…» И во мне вдруг что-то дрогнуло: «А ведь они правы…» Так началось мое переосмысление этой проблемы. Трудно и очень болезненно было это осознание. Когда ты честно говоришь себе: «ТЕПЕРЬ ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО АБОРТ – ЭТО УБИЙСТВО НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА», то как дальше жить с этим знанием? Это словно каждый день видеть, как на твоих глазах убивают детей, а ты ничего не делаешь, чтобы это предотвратить и проходишь мимо.

- Вы мимо не прошли. А я узнала о проблеме абортов в 2011 году на первом фестивале «За жизнь» (http://www.pravoslavie.ru/guest/47730.htm). Видеокадры об аборте повергли в ужас и стали шоком. А многие мои подруги и знакомые совершенно не хотят обсуждать эту больную тему.

- Мне до сих пор кажется очень странным, что миллионы женщин делают аборты, живут с этим грузом, улыбаются, влюбляются, радуются своим нехитрым радостям. Если я смогла осознать аборт как убийство, то это могут понять и все остальные. Теперь понимаю, что это один из видов некоей амнезии, психической неадекватности. Ведь целые поколения женщин прожили жизнь, ни разу не услышав от врачей или от своих домашних, что аборт – это убийство своего дитя. Сейчас наступило еще более страшное время. Объясняешь женщине суть операции, на которую она решилась, а она спокойно отвечает, что знает, что это убийство. Уровень амнезии стал, кажется, еще выше, жизнь человека девальвирована. Причина кроется в десятилетиях безбожной власти, в массовом уничтожении людей в ГУЛАГе, на войне, отношение к человеческой жизни как к винтику в машине.

«Что Вы тут одна воюете? Один в поле не воин. Нужна организация»

- На меня сильное впечатление произвел фильм Бернарда Натансона «Безмолвный крик», в котором врач- ученый рассказывает и показывает, что такое аборт. (http://www.youtube.com/results?search_query=%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BA&spfreload=10).

- Руководствуясь максимой, что «вера без дел мертва», я показывала этот фильм своим студентам, стараясь донести до молодежи то, что поняла сама. В конце 1990-х годов я подрабатывала преподаванием истории религий в автотранспортном колледже, где вела занятия, посвященные семье и нравственным принципам в различных религиозных системах. Эта моя деятельность не прошла незамеченной. В 1999 году в газете «Иваново-пресс» была опубликована хамская и лживая статья, в которой меня объявили «православной фашисткой». Наш правящий архиерей Архиепископ Амвросий благословил меня подать в суд исковое заявление в защиту чести, достоинства и деловой репутации, так как он увидел в этом нападки на Церковь. Почти год длились судебные разбирательства, которые завершились победой и публикацией опровержения всех клеветнических обвинений. Мой судебный процесс успешно выиграла Лариса Октябристовна Павлова (известный московский адвокат, представлявшая в суде интересы православных людей, признанных потерпевшими по делу «Пусси Райот» (Pussy Riot)). Именно она сказала мне тогда «Что Вы, Елена Викторовна, тут одна воюете? Один в поле не воин. Нужна организация». Ее слова и стали точкой отсчета в создании «Колыбели».

- А как родилось название «Колыбель»?

- Оно родилось позже – как символ защищенности и безмятежного покоя каждого ребенка. «Колыбель» создавалась с одной стороны как форма протеста – против разрушения семьи и мира, а с другой – как форма созидания семьи, души. Сначала мы работали как «пожарники». Возникает острая ситуация – беременная женщина, которую выгнали из дома, девчонка 15-ти лет не знает, что делать со своей беременностью и как сказать об этом маме. И вот мы включаемся, беседуем, пытаемся наладить взаимосвязь с родителями, ищем помощь. Бывали ситуации, когда сотрудники забирали беременных к себе домой, делились из своего очень скромного бюджета едой и одеждой. А в борьбе с абортами действовали вначале скорее как «партизаны». Приходили в женские консультации и абортарии, беседовали с женщинами, выкладывали буклеты и листовки, налаживали отношения с персоналом, искали союзников. Чиновники, которые встречались на пути, все пытались узнать, что нами движет, чего мы хотим. Одна чиновная дама от образования однажды так напрямую и спросила: «Кто за вами стоит?» Что мы могли ответить на ее вопрос? Ведь мы начали работать, не имея ни поддержки властей, поддержки чиновников, ни какого-либо финансирования. Мы опираясь только на энтузиазм и задор, почти уже исчезнувшие за десятилетия лицемерия и насаждения ложных ценностей.

«Без Меня не можете творити ничесоже»

- Чего у Вас было больше – побед или ошибок?

- Конечно, ошибки были. А куда без них? Моя любимая мысль принадлежит преподобному Серафиму Саровскому: «Кто борется, тот получает раны». Старалась спокойно относиться к ошибкам в команде, более остро и непримиримо воспринимать свои. К примеру, иногда покупалась на шумную гиперактивность: «Да я, да мы сейчас…». Чем громче человек заявлял о себе, о своем желании сдвинуть горы, тем быстрее все это бесславно заканчивалось. Поняла, что наша работа требует, прежде всего, терпения и смиренного осознания своей немощи, упования во всем на помощь БОЖЬЮ. «Без Меня не можете творити ничесоже» – эту истину я постигала на практике, спотыкаясь и набивая шишки. Долго мучилась вопросами: «Какова должна быть мера доверия к человеку? Как определить границы помощи? А если очевидно, что тебя обманывают?» С опытом пришло решение, подсказанное в свое время ныне покойным батюшкой о. Николаем Винокуровым, которого очень почитают в нашем городе: «Лучше согрешить в милости…» Это правда, уже проверено на опыте. Поэтому стараемся, чтобы ни один человек не ушел из «Колыбели» без помощи, чтобы он был хоть какой-нибудь малостью утешен.

«Дети стали моими бесценными и незаменимыми помощниками»

- Елена Викторовна, моя семья осталась равнодушной к программе «Детская лепта», к помощи онкобольным детям. Муж с дочкой попробовали помогать мне в этих начинаниях, но потом отстранились. А Ваша семья разделяет Ваши заботы и тревоги?

- Моя семья сначала восприняла мою новую деятельность как новое увлечение, которое может повредить работе и которое скоро пройдет. Особенно беспокоился и недоумевал в первое время муж Александр. Конечно, у него не вызывали никакого удовольствия мое отсутствие по вечерам и бесконечные телефонные звонки на домашний телефон (другого у нас тогда не было). Моя активность была ему тем более не понятна, т.к. я была весьма загружена в университете. Но со временем и муж, и повзрослевшие дети поняли, что я просто уже не смогу жить по-другому, что это продуманное решение. Прошло время. Пять лет назад ушел из жизни мой муж. И сейчас дети стали моими бесценными и незаменимыми помощниками. Дочь Анна руководит Детским центром «КОЛЫБЕЛЬ», который сама выпестовала, сын Алексей помогает как водитель и обеспечивает стабильную работу всего компьютерного хозяйства. Старший внук Иван записался добровольцем и приходит помогать – расфасовывает продукты, наводит порядок, принимает участие в мероприятиях и акциях.

- По-моему, это и есть счастье! А чем Вы занимались до «Колыбели»? Кто Вы по образованию и профессии?

- Я с отличием закончила исторический факультет Ивановского госуниверситета, потом аспирантуру в системе Академии наук СССР, защитила кандидатскую диссертацию. Больше 30-ти лет проработала на родном факультете, пройдя путь от ассистента до доцента. Преподавала новейшую историю Востока, историю религий, региональные аспекты международных отношений в странах Востока и другие предметы. Работа была очень интересная, я работала с увлечением. Но в 2012 году я оставила работу в университете и сосредоточилась на «Колыбели», тем более что очень возросли и объем работы, и мера ответственности. Очень радостно, что моим заместителем сейчас является моя бывшая студентка – Светлана Орлова. В состав правления входит выпускница истфака Наталья Рыжкова, кандидат исторических наук. Это не просто сотрудники, а помощницы и друзья. (Подробнее о нашей работе можно узнать на нашем сайте: http://kolybel-ivanovo.blogspot.ru/p/blog-page.html).

- Каковы самые эффективные методы борьбы с таким злом, как аборт?

- Бороться нужно всеми способами. Мы не знаем, что и когда сработает. Правда об аборте, разъяснение его сути бывает очень полезно, так же, как организация системы помощи, масштабная просветительская работа. Очень важно объяснить молодым, что такое семья и дети. Важно и на государственном уровне менять отношение к человеческой жизни. Нужны продуманные законодательные инициативы. Очень надеюсь дожить до того времени, когда аборты будут юридически запрещены, и мы вернемся от человеконенавистнической практики и сегодняшнего варварства к юридическим и морально-нравственным нормам наших более духовных и нравственных предков.

- Не считаете ли Вы, что профилактикой нежелательной беременности и абортов является разъяснение школьникам важности материнства и отцовства с точки зрения духовно-нравственного отношения к этому вопросу?

- Очень важно объяснять эти вещи еще в школе. Исходя из личного опыта и опыта других людей, знаю, что в 15-16 лет девочки и мальчики еще не так увязли в пошлости, цинизме и культе вседозволенности, которые под предлогом «свободы выбора» им навязывают и «учебный процесс», и СМИ. Взрослые тети и дяди, облеченные властью, так называемые «педагоги», относятся к юношам и девушкам как к биороботам или полуживотным, предлагают в школах раздавать презервативы, фактически провоцируя их на ранние половые связи, пропагандируя сексуальную распущенность. Причем, они используют лексику, под которую стараются максимально спрятать и закамуфлировать всю предлагаемую мерзость, – «сексуальный дебют», «безопасный секс», «право распоряжаться своим телом» и т.д. В школе надо обязательно говорить на эти темы, деликатно объясняя меру ответственности человека за себя и за своих детей, готовя их не к «сексуальному дебюту», а к созданию здоровой, прочной, семьи, где с радостью примут всех Богом данных детей.

«Мы здесь на земле только в гостях гостим»

- Расскажите, пожалуйста, о своем пути к Богу, если Вы верующий человек.

- У меня была верующая бабушка, которая  не просто меня научила основам веры и чтению на церковно-славянском языке, а которая своей жизнью, своим примером показала, что значит жить христианкой. Она всю жизнь трудилась и помогала ближним, никогда не участвовала в скандалах. Я никогда не слышала, чтобы она говорила о ком-то плохо, с осуждением, хотя всяких семейных и житейских проблем и перипетий хватило с лихвой. Я не помню в своей жизни времени какого-то активного богоборчества. Но вспоминаю эпизод из пионерского детства, когда я в запале что-то возразила бабушке по поводу ее веры. Я очень хорошо запомнила ее ответ, и как он был сказан – со спокойной и твердой уверенностью, со снисхождением к моей глупости: «Лена, мы здесь на земле только в гостях гостим». Я запомнила это на всю жизнь. Осознанно, более глубоко начала воцерковляться с начала 1990-х годов, как и миллионы людей именно в эти годы ответили на мощный призыв Господа Бога. Когда начала молиться, с удивлением обнаружила, что знаю много молитв наизусть. Самые дорогие детские воспоминания, когда засыпая, последнее, что я видела и слышала это силуэт бабушки, едва различимый при затепленной лампаде и тихие слова молитв на сон грядущим. Так же и утром, первое, что я видела и слышала, это была бабушка, которая творила молитву и клала поклоны.

- Каково Ваше отношение к фестивалю «За жизнь»?

- Фестиваль социальных и технологий «За жизнь» – это очень важная веха в развитии движения в защиту жизни. Наша организация активно участвовала во всех пяти фестивалях. На первом фестивале наш проект ЦЗМ «КОЛЫБЕЛЬ» занял второе место. Каждый год мы становились победителями в разных номинациях. А в 2013 год убыли удостоены ГРАН-ПРИ. В 2014 году меня пригласили поработать в жюри фестиваля. Так что этот фестиваль для меня – важная и радостная страница моей жизни. Я встретила здесь много добрых и надежных друзей. Мы долгое время в Иванове чувствовали себя инопланетянами, настолько многим непонятно было, чем мы занимаемся и почему мы этим занимается. Приехав на фестиваль, я поняла, что мы не одиноки, что много-много людей также думают и чувствуют, так же остро переживают аборты как трагедию и страшную беду нашей страны. Фестиваль на определенном этапе стал удачной, адекватной формой для общения, приобретения нового опыта, выявил разные подходы и пути в решении проблемы абортов. Фестиваль выполнил свою мобилизующую роль, помог собрать соратников и единомышленников. Сейчас, думаю, наступил новый этап развития движения – налаживание эффективного и продуктивного сотрудничества с государственными и религиозными структурами, оформление горизонтальных связей, формирование ресурсных центров, выход на масштабные программы и всероссийские проекты. Эту роль, надеюсь, возьмет на себя Ассоциация в защиту семьи, которая была зарегистрирована в декабре 2014 года и в которой я и мои друзья надеемся принять посильное участие.

- Ваши пожелания в Новом году тем, кому хотите что-то пожелать...

- Я, как и все, прошу Бога о даровании нам всем в России еще времени на покаяние, на созидание, на духовное творчество. Сейчас кажется, что мы испытываем долготерпение Божие своим безумием, ненавистью и эгоизмом. Но вижу также много людей, которые трудятся, стараются жить по совести, помогают ближним, поэтому верю, что наши усилия многих сотен и тысяч людей, которые трудятся на ниве защиты семьи, детей, а, значит, нашего будущего не пропадут, и принесут свои плоды. Желаю нашим мамочкам, которые сохранили беременность и родили детей (а их уже более тысячи в городе Иваново), вырастить их добрыми хорошими людьми. Желаю всем женщинам сохранять свою беременность и никому не отдавать свое счастье быть мамой.

Беседовала Ирина Ахундова

Фото из архива Елены Язевой

09.02.2015

 



Комментарии:
Ваше имя:

Материалы Третьего Форума «Святость материнства»

Материалы Второго Форума «Святость материнства»

Аналитика